Тесты к факультативу мой выбор – Зачетная работа по факультативному курсу «Мой выбор»

Содержание

Зачетная работа по факультативному курсу «Мой выбор»

Зачетная работа по факультативному курсу «Мой выбор»

Мини-проект. Рассмотрите понятие – «свобода». Ответьте на следующие вопросы:

Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

Как можно кратко определить данное понятие?

Каким образом можно изображать данное понятие? Нарисуйте возможный символ понятия.

Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятие, и поясните свою позицию.

Нарисуйте эмблему курса «мой выбор»

____________________________________________________________________

Мини-проект. Рассмотрите понятие – «выбор». Ответьте на следующие вопросы:

Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

Как можно кратко определить данное понятие?

Каким образом можно изображать данное понятие? Нарисуйте возможный символ понятия.

Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятие, и поясните свою позицию.

Нарисуйте эмблему курса «мой выбор»

____________________________________________________________________

Мини-проект. Рассмотрите понятие – «ответственность», Ответьте на следующие вопросы:

Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

Как можно кратко определить данное понятие?

Каким образом можно изображать данное понятие? Нарисуйте возможный символ понятия.

Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятие, и поясните свою позицию.

Нарисуйте эмблему курса «мой выбор»

_____________________________________________________________________

Мини-проект. Рассмотрите понятие – «свободное общество», Ответьте на следующие вопросы:

Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

Как можно кратко определить данное понятие?

Каким образом можно изображать данное понятие? Нарисуйте возможный символ понятия.

Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятие, и поясните свою позицию.

Нарисуйте эмблему курса «мой выбор»

_____________________________________________________________________

Заполните таблицу, подобрав возможное продолжение фразы

«Свобода от …» «Свобода для …»

Свобода от 1. Свобода для

Свобода от 2. Свобода для

Свобода от 3. Свобода для

___________________________________________________________________

Решите проблему.

Перед воротами в страну свободы стоит большой камень с основными принципами жизни ее граждан, которые называются «10 Заповедей страны свободы». К сожалению, после сильной бури большая часть надписей оказалась поврежденной. На камне можно рассмотреть лишь несколько пунктов.

Обсудите в группе, какие еще принципы могли бы быть в стране свободы. Впишите их с 3 по 10 пункты.

Свобода одного человека не должна нарушать свободы других людей.

Каждый самостоятельно выбирает свою жизнь.

Впишите еще 8 принципов.

___________________________________________________________________

Напишите мини — сочинение на тему:

«Человек свободного общества – …»

___________________________________________________________________

Мини-проект. Рассмотрите понятие – «ценность». Ответьте на следующие вопросы:

1. Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

2. Как можно кратко определить данное понятие?

3. Каким образом можно изображать данное понятие? Нарисуйте возможный символ понятия.

Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятие, и поясните свою позицию.

Нарисуйте эмблему понятия «ценность».

__________________________________________________________________

Мини-проект. Рассмотрите понятие – «мораль». Ответьте на следующие вопросы:

Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

Как можно кратко определить данное понятие?

Каким образом можно изображать данное понятие? Нарисуйте возможный символ понятия.

Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятие, и поясните свою позицию.

Нарисуйте эмблему понятия «мораль».

__________________________________________________________________

Мини-проект. Рассмотрите понятие – «поступок», Ответьте на следующие вопросы:

Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

Как можно кратко определить данное понятие?

Каким образом можно изображать данное понятие? Нарисуйте возможный символ понятия.

Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятие, и поясните свою позицию.

Нарисуйте эмблему понятия «поступок».

_____________________________________________________________________

Мини-проект. Рассмотрите понятие – «факторы выбора», «выбор», Ответьте на следующие вопросы:

Каково значение понятия (для каждого человека и для всего человеческого сообщества)?

Как можно кратко определить данное понятие?

Каким образом можно изображать данное понятие? Нарисуйте возможный символ понятия.

Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?

Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанных с рассматриваемым понятие, и поясните свою позицию.

Нарисуйте эмблему понятия «фактор выбора», «выбор».

Напишите мини — сочинение на тему:

«Я выбираю …»

Кратко поясните, как вы понимаете смысл русских народных пословиц и поговорок

Доброму бог помогает. _____________________________________________________________________

Добро худо переможет. _____________________________________________________________________

Доброму добрая память. _____________________________________________________________________

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. _____________________________________________________________________

В зле жить – по миру ходить. _____________________________________________________________________

Торопитесь на доброе дело, а злое само приспеет. _____________________________________________________________________

Составьте памятку «Когда ты выбираешь …»

(которая состоит из 10 пунктов).

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

kopilkaurokov.ru

Программа элективного курса «Мой выбор», 9 класс

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № _____________

от «____»_______________2016г.

Руководитель МО

_______________/Тараканчикова О.Г.//

«Согласовано»

«_____»__________________2016г.

Зам. директора по УВР

_______________/Анфиногенова И.А. /

«Утверждаю»

Приказ №___от_____________

Директор

МОУ «Ерышовская СОШ»

______________/Л.А. Березкина/

 

Программа

элективного курса

« Мой выбор»

9 класс

классный руководитель : Оркиш Е.Г.

2016- 2017 учебный год

2.Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 13-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».

Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.

    Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

    Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 2 раза в неделю.

    Общее количество часов – 17

    Основные принципы работы:

    Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.

    Принцип исследовательской позиции.

    Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.

    Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

      3. Планируемые результаты освоения курса «Мой выбор»

      1.        Осознанное профессиональное самоопределение учащихся

      2.        Знание своих психологических и психофизических особенностей

      3.        Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону

      4.        Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации

      5.        Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

      4.Содержание курса

      № п/п

      Раздел

      Количество часов на изучение темы

      1

      Многообразие мира профессий

      2

      2

      Теоретические основы выбора профессии

      7

      3

      Знакомство с профессиями

      8


       


       

      5.Календарно -тематический план элективного курса «Мой выбор»

      Тема занятия

      Количество часов

      Многообразие мира профессий.

      2

      Выбор и моделирование профессии.

      1

      Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»

      1

      Интересы и выбор профессии («хочу»)

      1

      Классификация профессий по Е.А. Климову.

      1

      Склонности и профессиональная направленность («могу»).

      1

      Социальные проблемы труда («надо»).

      1

      Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

      1

      Профессии «человек-человек».

      1

      Профессии «человек – знаковая система».

      1

      Профессии «человек – техника».

      1

      Профессии «человек – художественный образ».

      1

      Профессии «человек – природа».

      1

      Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.

      1

      Профориентационная игра «Вакансия».

      1

      Заключительное занятие.

      1

      Общее количество часов

      17

      Литература

      1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.

      2. Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;
      3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;
      4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;
      5. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;
      6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;
      7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;
      8. Климов Е.А. Памятка профконсультанту — М.: РОСТ, 2002;
      9. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;
      10. Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;
      11. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;
      12. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;

      13. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков” М, 2000 г.

      Лист

      корректировки программы

      Класс

      Название

      раздела,

      темы

      Дата проведения

      по плану

      Причина

      корректировки

      Корректирующие

      мероприятия

      Дата проведения

      по факту

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      ПрофКомп@с: Тесты

      Первый шаг к успешному выбору — 

      тест на профориентацию 

           Тест на профориентацию

      представляет собой комплекс вопросов, позволяющий выявить интересы и склонности человека в определенной деятельности. Одно из обязательных условий — максимально честный ответ. Только в этом случае будет дана объективная оценка эмоциональных и профессиональных предпочтений, что и позволит определиться с выбором будущей профессии. Профориентационное тестирование позволяет: 

      • определить свои профессиональные склонности и способности;
      • выбрать отрасль профессиональной деятельности.
      • выявить свойства характера и личностные качества;
      • прояснить уровень развития своих способностей.

      Предпочтительно, чтобы данное тестирование школьники проходили ежегодно, начиная с 8 класса, чтобы наблюдать изменение предпочтений или, наоборот, подтверждение уверенного выбора. Тестирование должно проходить в спокойной обстановке. После встреч с представителями профессии, экскурсий, просмотров кинофильмов не желательно приступать к тестированию, т. к. это может подтолкнуть школьников к неосознанному выбору профессии (подросток получает только позитивные эмоции без полного представления о профессии). Мы предлагаем некоторые профориентационные тесты, которые можно пройти в режиме онлайн. Одни из них исследуют желания человека, другие — проверяют частные способности, третьи — личность человека. Однако опросник не поможет вам подобрать вуз и не поможет разобраться в возникшей жизненной ситуации. Поэтому следует учитывать

      один очень важный момент: нельзя профориентационными тестами подменять, разговор со специалистом по профессиям. Именно психолог сводит воедино информацию, полученную с помощью интервью и тестов на выбор профессии. Безусловно, для каждого из вас найдется своя профессия, в которой вы сможете стать успешными. Предлагаем Вам пройти бесплатный тест на профориентацию и выбрать правильное направление сферы вашей деятельности.
          Мечтайте, рискуйте, пробуйте, дерзайте, действуйте!!!


      proforientacia123.blogspot.com

      Факультатив по профориентации «Мой выбор» (9 класс)

      Пояснительная записка

      Элективный курс «Мой выбор» разработан для учащихся 9 класса. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Каждому человеку нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, порой трудно реализовать — не хватает знаний о самих профессиях, требований которые предъявляются к личности работающего, умений оценить собственные способности, выявит свои интересы и склонности. Профильно-определяющий этап, на котором происходит предварительный выбор профессии. Этап захватывает подростковый и большую часть юношеского возраста. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, а затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей.

      Цель курса:

      Оказание психолого- педагогической поддержки школьникам в их профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профиля обучения в старшой школе и пути дальнейшего профессионального образования.

      Задачи:

      привитие навыков самоопределения и принятие самостоятельных решений;

      углубление знаний о характере труда, профессиональных качеств работников изучаемых области труда;

      расширять и углублять знания учащихся о самих себе, своих возможностях и способностях;

      обеспечить способами и приёмами принятие адекватных решений, в выборе профессионального маршрута;

      Данная программа предлагает обучение в объёме 17 часов.

      Умение навыки:

      1профессиональные интересы

      2намерения.

      3склонности.

      4диагностика личностных особенностей

      5знакомство с типами профессий.

      6Рассуждать, искать пути преодоления препятствий в процессе собственного развития.

      Результат:

      Учащиеся видят своих одноклассников интересами, думающими и рассуждающими людьми, способные ставить реальные цели и искать пути по их достижению.

      Критерии:

      Когнитивный — знают индивидуальные психологические качества через диагностику.

      Мотивационно- ценностный- знают характер мотивации, проявляя активность, ориентацию, внимание.

      Деятельностно — практический – знают свой уровень способностей, профессиональные требования к профессии.

      Основное содержание курса.

      Введение 2ч.

      Цели и задачи курса, его структурно-логическая схема. Понятие профессиональное самоопределение, факторы и их значение.

      Практическая: анкетирование-диагностика. Профессиональный интерес и склонности. Упражнение – «лестница».

      2 Внутренний мир человека и система представлений о себе 2ч.

      Самооценка: позитивная, негативная, завышенная, заниженная, адекватная.

      Роль самооценки.

      Практическая: диагностика самооценки личности.

      3 Мир профессий и моё место в нём 3ч.

      Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий.

      Практическая: Экскурсия в центр занятости.

      4 Секреты выбора профессии.

      Карта интересов. Анкета ориентации. Хочу- склонности, желания, интересы личности.

      Могу -человеческие возможности (физиологические, психологические, здоровье, талант).Приглашение для беседы людей разных профессий.

      5Практическая. Тренинг способностей учащихся 2ч.

      6 Дистижение целей. Самовоспитание 2ч.

      Воспитанный человек, какой он? Поведение и культура.

      Сила характера. Сила воли.

      Практическая: характерологическая анкета.

      7 Общение 1 ч.

      Функции общения. Понятие конфликта. Виды конфликтов (внутреличностные, межличностные, групповые).

      Культура делового общения. Тренинг эффективного общения.

      8 Моя профессиональная карьера 2ч.

      Защита творческих проектов.

      9 «Пожелай мне доброго пути» 1ч.

      Обмен впечатлениями о пройденном курсе.

      Список литературы для учителя.

      1Григорьева М.Р. Программы. Подросток в мире профессий.-М:Просвещение,2008.

      2Прошицкая Е.Н. Учебное пособие. Выбирайте профессии.-М: Просвещение,1991.

      3 Подвойская Н.А. Уроки психологии в школе-М:Просвещение,2007.

      4Кондратьева Е.К. Мой выбор. Методическое пособие-Иркутск,2006.

      5 Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.-НПИ,2009.

      6 Рожков М.И. Познай себя –М:Просвещение,2009.

      Тематическое планирование

      содержание

      всего

      тер.

      прак.

      дата

      1

      Ведение. Профессиональное самоопределение

      2

      1

      1

      2

      Внутренний мир человека и система представлений о себе

      2

      1

      1

      3

      Мир профессии и моё место в нём

      3

      1

      2

      4

      Секреты выбора профессии

      2

      1

      1

      5

      Тренинг способностей учащихся. Развитие памяти, внимания, оригинальности мышления, фантазии

      2

      2

      6

      Достижение жизненных целей. Самовоспитание

      2

      2

      7

      Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях

      1

      1

      8

      Моя профессиональная карьера

      2

      2

      9

      «Пожелай мне доброго пути»

      1

      1

      17 4 13

      infourok.ru

      Программа факультативного кура по профориентации «Осознанный выбор» (8-10 классы)


      Программа факультативного курса

      «ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР»

      8-10 класс

      (35 часов)

      Аннотация. Данная программа является руководством по психологическому сопровождению профориентационной деятельности современных образовательных учреждений, которые призваны обеспечить достижения таких образовательных результатов, которые отвечали бы целям развития личности учащихся и современным социальным требованиям, а также созданию условий для воспитания, становления и формирования личности учащегося, для развития его интересов и способности к социальному самоопределению.

      Основные разделы программы направлены на формирование современных ключевых компетентностей, обеспечение развития и саморазвития учащихся, познание мира профессий, самопознание, раскрытие особенностей планирования и усовершенствования перспектив профессионального развития, сохранение и укрепление здоровья.

      Представленный в программе курса материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся данного возраста.

      Программа рекомендована педагогам-психологам (практическим психологам) для проведения факультативных курсов по профессиональному самоопределению учащихся.

      Составители:

      Свирчкова Наталья Викторовна, практический психолог Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 30, специалист высшей категории

      Сидляр Татьяна Васильевна, практический психолог Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №78, специалист высшей категории, практический психолог – методист

      Рецензенты:

      Елена Владимировна Новикова, кандидат психологических наук, главный специалист отдела мониторинга качества образования республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки

      Ольга Николаевна Есип, методист центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи управления образования администрации города Донецка

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      В Республиканском образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что основной задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности учащегося, для развития его интересов и способности к социальному самоопределению.

      Современные образовательные организации призваны обеспечить достижения таких образовательных результатов, которые отвечали бы целям развития личности учащихся и современным социальным требованиям.

      Важным направлением деятельности работников психологической службы остается психологическое сопровождение подготовки учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.

      Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она особо актуальна в связи с последними изменениями, происходящими в Республике. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.

      Профессиональная ориентация — как научно-практическая система подготовки личности к сознательному профессиональному самоопределению — должна быть включена в целостную систему образовательного процесса с молодежью и не как временная мера, а как органичная часть деятельности образовательных организаций, готовящих своих выпускников к практической трудовой деятельности.

      В связи с этим появилась потребность ввести факультативный курс профориентационной направленности «Осознанный выбор».

      Цель курса: подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии, обеспечение объемом систематизированных профинформационных знаний, необходимых для принятия правильного решения в профессиональном самоопределении.

      Задачи курса:

      • ознакомить учащихся с содержанием и структурой мира профессий, современными требованиями социальной среды к специалистам на рынке труда;

      • создать условия для познания школьниками самых себя, своих индивидуальных особенностей, профессиональных интересов и склонностей, которые необходимо учитывать при выборе будущей профессии;

      • формировать умение соотносить личностные качества и требования к профессии или специальности;

      • предоставить информацию о путях овладения будущей профессией и выработать умение поиска необходимой информации для обеспечения принятия решения об усовершенствовании личностного профессионального плана и перспективы профессионального роста;

      • способствовать осуществлению стойкого и целенаправленного профессионального выбора.

      В результате изучения данного курса учащиеся должны:

      • расширить информированность о мире профессий;

      • владеть информацией о своих индивидуальных психологических особенностях и степени их соответствия требованиям к той или иной профессии;

      • сформировать сферу профессиональных интересов;

      • повысить уровень самосознания к осознанному выбору профессии с учётом личностных качеств.

      Структура курса

      Программа состоит из 35 занятий продолжительностью 45 минут с периодичностью 1 раз в неделю. Данный курс предусматривает работу с учащимися 8-10 классов. Представленный в программе курса материал подобран в соответствии с возрастными особенностями учащихся данного возраста. Рекомендуемое число детей в одной группе – 8-15 человек.

      Тематический план содержит следующие разделы:

      І. Введение.

      ІІ. Индивидуальные особенности личности и выбор профессии.

      ІІІ. Классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения учащихся.

      ІV. Избранная профессия в условиях непрерывного образования.

      Основные разделы программы направлены на формирование современных ключевых компетентностей, обеспечение развития и саморазвития учащихся, познание мира профессий, самопознание, раскрытие особенностей планирования и усовершенствования перспектив профессионального развития, сохранение и укрепление его здоровья.

      Каждый раздел содержит:

      • теоретический материал, представляющий собой информационный блок с элементарными психологическими понятиями и терминами;

      • диагностический материал, предполагающий изучение индивидуальных особенностей, профессиональных склонностей и интересов, мотивационной и личностной сфер;

      • игровой материал, помогающий учащимся более полно познакомиться и проанализировать полученные диагностические результаты;

      В программе заложено сочетание индивидуальной и кооперативной (групповой) деятельности учащихся.

      В качестве приложения к программе разработана «Рабочая тетрадь для учащихся», которая соответствует темам программы.

      В процессе преподавания курса используются разнообразные формы и методы работы: лекции, рассказы, дискуссии, беседы, деловые, ролевые игры, семинары, встречи с представителями профессий, практические работы.

      Учебно-тематический план

      факультативного курса

      «Осознанный выбор»

      Наименование

      разделов и тем

      Количество часов

      Формы контроля

      Всего

      Теория

      Практика

      Раздел 1. Введение

      1.1. Цель и задачи курса

      1

      1

      1.2. Этапы развития и становления профессиональной ориентации

      1

      1

      1.3. Что такое профессия. Успешный выбор профессии. Ошибки при выборе

      1

      1

      Итого по разделу:

      3

      3

      Раздел 2. Индивидуальные особенности личности и выбор профессии

      2.1. Внимание. Память. Их влияние на профессиональную деятельность

      2

      1

      1

      2.2. Мышление и профессиональные намерения.

      2

      1

      1

      2.3. Способности. Их влияние на избранную профессию.

      1

      1

      2.4. Темперамент и характер. Их учет при профессиональном выборе

      2

      1

      1

      2.5. Самооценка. Роль самооценки в сознательном профессиональном определении

      1

      1

      2.6. Мотивы в профессиональном определении

      1

      1

      2.7. Интересы и склонности в профессиональном самоопределении

      2

      1

      1

      2.8. Коммуникативные способности личности и профессиональный выбор

      2

      1

      1

      2.9. Культура делового общения

      2

      1

      1

      Итого по разделу:

      15

      9

      6

      Раздел 3. Классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения обучающихся

      3.1. Типы профессий (предмет труда)

      1

      1

      3.2. Классы профессий (цели труда)

      1

      1

      3.3. Отделы профессий (средства, орудия труда)

      1

      1

      3.4. Группы профессий (условия труда)

      1

      1

      3.5. План первичного профессионального выбора

      2

      1

      1

      3.6. Формула профессии

      1

      1

      3.7. Профессиограмма – важный источник информации о профессиях

      2

      1

      1

      3.8. Состояние здоровья человека. Здоровье и избранная профессия

      1

      1

      3.9. Профессиональная пригодность и пути ее определения

      1

      1

      3.10. Игра «Перспектива»

      2

      2

      Итого по разделу:

      13

      4

      9

      Раздел 4. Избранная профессия в условиях непрерывного образования

      4.1. Выбираем место обучения

      1

      1

      4.2. Профессиональная адаптация как завершающий этап профессионального самоопределения личности

      2

      1

      1

      4.3. Итоговое занятие

      1

      1

      Итого по разделу:

      4

      2

      2

      Программа

      факультативного курса

      «Осознанный выбор»

      Название раздела, темы

      Содержание учебного материала

      Кол-во часов

      Планируемые результаты

      (требования к учебным

      достижениям обучающихся)

      Раздел 1. Введение

      3

      1.1

      Цель и задачи курса

      Значение правильного и осознанного выбора профессии для личности и общества.

      1

      Понимает главные правила работы в группе, придерживается их.

      Выражает мнение в отношении важности правильного выбора профессии для жизни человека.

      1.2

      Этапы развития и становления профессиональной ориентации

      История развития профессиональной ориентации. Этапы ее становления.

      1

      Дает собственную оценку фактам истории развития профессиональной ориентации, делает выводы о необходимости профессиональной ориентации.

      1.3

      Что такое профессия. Успешный выбор профессии. Ошибки при выборе

      Понятие о профессии. Что такое успешный выбор профессии. Специальность. Должность. Возможные ошибки при выборе профессии.

      1

      Различает понятия «профессия», «специальность», «должность».

      Разъясняет выражение «успешный выбор профессии»

      Выявляет ошибки в выборе профессии, использует для анализа примеры из жизни.

      Раздел 2. Индивидуальные особенности личности и выбор профессии

      15

      2.1

      Внимание. Память. Их влияние на профессиональную деятельность

      Изучение уровня развития видов и свойств внимания и памяти, которые необходимы для разных видов профессиональной деятельности. Пути их развития.

      2

      Владеет психологическими понятиями «внимание», «память», называет виды, особенности и пути развития этих процессов.

      Рассуждает о влиянии внимания, памяти на профессиональную деятельность.

      Соотносит результаты личностной диагностики с требованиями к профессии, которая выбрана обучающимся.

      2.2

      Мышление и профессиональные намерения.

      Изучение особенностей мышления с помощью диагностических методик. Пути формирования и приемы развития мышления.

      2

      Владеет психологическим понятием «мышление», называет виды, качества, операции, формы мышления.

      Владеет основными приемами развития умственной деятельности. Делает выводы в отношении уровня развития мышления и выбора профессии.

      Соотносит результаты личностной диагностики с требованиями к профессии, которая нравится.

      2.3

      Способности. Их влияние на избранную профессию.

      Понятие о способностях. Общие и специальные способности. Условия и пути их развития. Выявление способностей, относительно к многообразию профессий.

      1

      Владеет психологическим понятием «способности», называет виды способностей.

      Характеризует основные пути и условия развития способностей.

      Дает оценку своим способностям и их значения при выборе будущей профессии.

      2.4

      Темперамент и характер. Их учет при профессиональном выборе

      История развития представлений о темпераменте. Понятие о характере, его чертах и структуре. Определение особенностей характера и темперамента. Значение темперамента и характера в достижении жизненных целей.

      2

      Владеет психологическими понятиями «темперамент», «характер».

      Дает оценку характеристик черт человека.

      Сравнивает типы темпераменту, знает их слабые и сильные стороны.

      Соотносит результаты личностной диагностики с требованиями к профессии, которая нравится.

      2.5

      Самооценка. Роль самооценки в сознательном профессиональном определении

      Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении. Образ реального и идеального «Я». Пути достижения адекватной самооценки.

      1

      Владеет психологическим понятием «самооценка».

      Выражает мнение о влиянии самооценки на выбор профессии.

      Соотносит результаты диагностики самооценки с требованиями к профессии.

      2.6

      Мотивы в профессиональном определении

      Понятие о мотивах и мотивации человека. Виды мотивов, пути их определения. Изучение направленности мотивации на достижение успеха и на избегание неудач.

      1

      Характеризует понятия «мотивы», «мотивация человека».

      Дает оценку направленности мотивации и ее значения в профессиональном выборе.

      Соотносит результаты диагностики с личным выбором.

      2.7

      Интересы и склонности в профессиональном самоопределении

      Понятие о профессиональных интересах и склонностях. Выявление интересов и склонностей. Этапы и способы их развития.

      2

      Характеризует понятия «интересы», «склонности».

      Дает оценку их значения для жизнедеятельности человека, своим интересам и склонностям, их влиянию на выбор профессии.

      2.8

      Коммуникативные способности личности и профессиональный выбор

      Понятие о коммуникативных способностях личности и их влиянии на профессиональный выбор. Способы развития этих способностей.

      2

      Владеет психологическим понятием «коммуникативные способности».

      Рассуждает о влиянии уровня коммуникации человека на профессиональный выбор.

      Соотносит результаты диагностики с требованиями к профессии.

      2.9

      Культура делового общения

      Понятие культуры делового общения и его особенности. Пути формирования делового общения.

      2

      Владеет понятием «культура делового общения», знает его особенности.

      Характеризует основные пути и условия его развития.

      Дает оценку своего уровня делового общения и его значения при выборе будущей профессии.

      Раздел 3. Классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения обучающихся

      13

      3.1

      Типы профессий (предмет труда)

      Классификация типов профессий по предмету труда. Характеристика и общие требования к профессиям различных типов. Определение профессиональной направленности личности. Общие требования к личности.

      1

      Объясняет значение понятия «типы профессий».

      Характеризует общие требования к профессиям разных типов.

      Называет профессии, которые соответствуют индивидуальным особенностям.

      Соотносит результаты диагностики с собственным выбором.

      3.2

      Классы профессий (цели труда)

      Гностические, преобразующие, исследовательские профессии. Особенности каждого класса. Соотношение классов профессий с типами профессий. Определение профессионального типа личности. Способности и качества личности, которые необходимы профессиям определенного класса.

      1

      Дает пояснение понятию «классы профессий».

      Характеризует особенности каждого класса.

      Соотносит классы профессий с типами профессий.

      Дает оценку личностным качествам, которые соответствуют профессиям обозначенных классов.

      3.3

      Отделы профессий (средства, орудия труда)

      Признаки основных орудий (средств) труда в рамках каждого класса. Секрет профессионального успеха внутренних функциональных средств деятельности.

      1

      Поясняет понятие «отделы профессий».

      Характеризует признаки основных орудий (средств) труда в рамках каждого класса профессии.

      Описывает орудия труда, которые соответствуют личностным качествам.

      3.4

      Группы профессий (условия труда)

      Характеристика профессий по условиям труда. Влияние этих условий на развитие личности.

      1

      Характеризует группы профессий по условиям труда.

      Анализирует эффективность труда относительно условий.

      3.5

      План первичного профессионального выбора

      Определение осознания своей готовности к различным видам профессионального самоопределения. Семь шагов к взвешенному решению. Направленность. Интересы. Намерения. Осознанность выбора профессии.

      2

      Рассуждает о понимании своей готовности к различным видам профессионального самоопределения.

      Анализирует степень своей готовности к тем или иным профессиям.

      3.6

      Формула профессии

      Понятие «Формула профессии». Составление своей формулы профессии.

      1

      Характеризует понятие «формула профессии». Составляет личную формулу профессии, дает ей оценку.

      3.7

      Профессиограмма – важный источник информации о профессиях

      Понятие о профессиограмме. Знакомство с профессиограммами. Схема анализа профессии и структура профессиограммы. Составление профессиограммы на основе анализа профессии.

      2

      Понимает понятие «профессиограмма».

      Называет разделы профессиограммы.

      Составляет профессограммы.

      3.8

      Состояние здоровья человека. Здоровье и избранная профессия

      Здоровье человека. Соответствие содержания и условий работы, возможностям человека. Медицинские противопоказания относительно выбора профессии. Возможности укрепления состояния здоровья.

      1

      Дает объяснение понятию «здоровье человека», называет его составляющие.

      Анализирует соответствие содержания и условий рабочего состояния здоровья человека.

      Делает выводы в соответствии с медицинскими противопоказаниями по выбору профессии.

      Называет основные мероприятия по укреплению здоровья.

      3.9

      Профессиональная пригодность и пути ее определения

      Понятие о профессиональной пригодности и профессиональном отборе. Виды профессионального отбора. Причины профессиональной непригодности.

      1

      Дает пояснение понятию «профессиональная пригодность», «профессиональный выбор».

      Называет виды профессионального выбора, причины профнепригодности.

      3.10

      Игра «Перспектива»

      Планирование и прогнозирование своего будущего.

      Семь шагов к принятию решения.

      2

      Прогнозирует свое будущее.
      Делает выводы согласно полученных результатов.

      Раздел 4. Избранная профессия в условиях непрерывного образования

      4

      4.1

      Выбираем место обучения

      Понятие «образовательной траектории» и непрерывности обучения. Рекомендации относительно выбора учебного заведения. Особенности профессиональной подготовки в средних специальных, высших учебных заведениях: условия приема, специфика обучения. Преимущества среднего специального и высшего образования.

      1

      Характеризует понятие «образовательная траектория», особенности профессиональной подготовки в средних специальных, высших образовательных заведений: условия приема, специфика обучения.

      Дает оценку преимуществам и недочетам специального и высшего образования.

      4.2

      Профессиональная адаптация как завершающий этап профессионального самоопределения личности

      Понятие «профессиональной адаптации». Формы и этапы профессиональной адаптации. Изучение социально-психологической адаптации личности. Сравнительная характеристика обучения и трудовой деятельности. Реализация образования.

      2

      Характеризует понятие «профессиональная адаптация», формы и этапы профессиональной адаптации.

      Сравнивает обучение и трудовую деятельность.

      4.3

      Итоговое занятие

      Составление карты «Звездная карта моей жизни».

      1

      Анализирует важность полученных знаний для дальнейшего развития своих возможностей.

      Практическая работа

      на занятиях

      факультативного курса

      «Осознанный выбор»

      п/п

      Название разделов и тем

      Практическая работа

      Раздел І. Введение

      1.

      Цель и задачи курса

      Упражнение «Намерения»

      Мини-сочинение «Профессия, которая мне нравится»

      Разработка правил работы в группе

      2.

      Этапы развития и становления профессиональной ориентации.

      Упражнение «Знаешь ли ты?»

      3.

      Что такое профессия. Успешный выбор профессии. Ошибки при выборе профессии.

      Упражнение «Сколько существует профессий?»

      Раздел ІІ. Индивидуальные особенности личности и выбор профессии.

      1.

      Внимание. Память. Их влияние на профессиональную деятельность

      Мини-тесты для отслеживания уровня развития внимания и памяти.

      Внимание: «Корректурная проба»,

      «Красно-черная таблица»,

      «Расстановка чисел»,

      Методика Мюнстерберга.

      Память: «Кратковременная слуховая и зрительная память,

      «Образная память».

      2.

      Мышление и профессиональные намерения.

      Тест «Какой у вас тип мышления»

      Диагностика мышления:

      «Исключение понятий», «Выявление общих понятий», «Сложные аналогии»,«Логические закономерности».

      3.

      Способности. Их влияние на избранную профессию.

      Упражнение «Какими способностями ты обладаешь»

      4.

      Темперамент и характер. Их учет при профессиональном выборе

      Опросник Г.Айзенка

      Тест Вартегга «Нарисуем свой характер»

      Упражнение «Познай себя»

      5.

      Самооценка. Роль самооценки в сознательном профессиональном определении

      Мини-тест «20 «Я»

      Упражнение «Перечень моих качеств»

      Тест «Исследование самооценки»

      Упражнение «Соотношение»

      6.

      Мотивы в профессиональном определении

      Изучение мотивации к достижению успеха и избеганию неудач

      7.

      Интересы и склонности в профессиональном самоопределении

      «Карта интересов»

      «Методика проявления профессиональных склонностей» Йовайши

      Упражнение «Разберемся в своих склонностях, интересах, способностях».

      8.

      Коммуникативные способности личности и профессиональный выбор

      Методика КОС-1.

      Упражнение «Интервью».

      Упражнение «Я-высказывания»

      9.

      Культура делового общения

      Ролевые игры «Я среди людей»,

      «Я в обществе»

      Раздел ІІІ. Классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения учеников.

      1.

      Типы профессий (предмет труда)

      «Дифференциально-диагностический опросник»Е.А.Климов

      Упражнение «Как выбирать профессию»

      Упражнение «Мир профессий и профессиональные требования»

      Упражнение «Человек и профессия»

      2.

      Классы профессий (цели труда)

      Методика определения профессионального типа личности

      Д. Голланда

      3.

      Отделы профессий (средства, орудия труда)

      Упражнение «Орудие труда»

      4.

      Группы профессий (условия труда)

      Упражнение «Условия труда»

      Упражнение «Загадка семи мудрецов»

      5.

      План первичного профессионального выбора

      Активизирующая методика «Будь готов!»

      Анкета «Семь шагов к взвешенному решению»

      Анкета «НИН» (Направленность. Интересы. Намерения.)

      6.

      Формула профессии

      Упражнение «Моя будущая профессия»

      7.

      Профессиограмма – важный источник информации о профессиях

      Составление профессиограммы интересующей профессии.

      Раздел IV. Избранная профессия в условиях непрерывного образования.

      1.

      Выбираем место обучения.

      Упражнение «Семь шагов к принятию решения»

      2.

      Профессиональная адаптация как завершающий этап профессионального самоопределения личности

      Упражнение «Ассоциации»

      Упражнение «Деловые качества успешного человека»

      Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Деймонда

      3.

      Итоговое занятие

      Деловая игра «Звездная карта моей жизни»

      Литература для учителя

      1. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути развития./ Школьные технологии. — 2003. — № 4. — с. 22-31.

      2. Балл Г. Психолого-педагогічні засади профорієнтації школярів./ Газета «Психолог». — 2004, №8 – с.2-11

      3. Балл Г.О. Психолого-педагогічні засади професійної орієнтації школярів./Газета «Психолог». —2004, №8. — с. 2-11.

      4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., Владос, 1998. – 298с.

      5.Ботякова Л.В., Голомшток А.Е., Гриншпун С.С. Учебно-методический абинет профориентации. — М.: Просвещение, 1986. – 112с.

      6. Васильков В.А. Профессиональная ориентация учащихся школ и ПТУ.- Донецк: ГИПО ИПР Украины ,1995г.

      7. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.

      8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Р-н-Д., 1996.

      9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. — 144с.

      10. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.

      11. Левтик М. Профессиональное обучение школьников /Психолог, 2002, № 20 – с.6-8

      12. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы./ Школьные технологии. — 2003. -№ 4. -С.50-61.

      13. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. – М.: Эксмо, 2004. – 384с.

      14. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе./ Сост. В.В.Гришин. – М., 1990. – 64с.

      15. Методическое пособие по организации и проведению педагогической практики студентов факультета психологии./ Сост. В.В.Шульга. – Донецк: ДОУ, 2003. – 84с.

      16. Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. – Л.: Медицина, 1975. – 224с.

      17. Основы психологии. Практикум./ Сост. Л.Д.Столяренко. – Р-на-Д: Феникс, 2000. – 576с.

      18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./ Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2006. – 304с.

      19. Професійне самовизначення старшокласників: Метод. Посіб./ Упоряд. Л.Шелестова. – К.: Вид. дім «Шкільний світ»: Вид. Л.Галіцина, 2006. – 127с.

      20. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…». – М.: Новая школа, 1996. – 144с.

      21. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М., 1996.

      22. Рабочая книга школьного психолога./ Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. — 303с.

      23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996. – 529с.

      24. Сабуров А.С. Психология. – К.: Лекс, 1996. – 208с.

      25. Самоукина Н.В. Игры в которые играют…- М.,: Просвещение, 1995. — 160с.

      26. Система профориентационной работы со сташеклассниками/ Под ред. Федоришина Б.А. — К., « Радянська школа»,1988г.

      27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р-на-Д: Феникс, 1999. – 672с.

      28. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.

      28. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.

      29. Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога. – М.: АСТ; Х: Форсинг, 2005. – 672с.

      Литература для учащихся

      1. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1995. – 400с.

      2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — М.: Прогресс, 1988. — 400с.

      3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. – СПб.: Питер, 2006. – 224с.

      4. Климов Е.А. Как выбрать профессию? — М.: Просвещение. 1984. — 179 с.

      5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Р-н-Д., 1996.

      6. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. — Донецк : ООО ПКФ «БАО», 2006. – 800с.

      7. Методики определения профессиональной направленности — Донецк, 1996г.

      8. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы . 2-е изд. СПб: Питер, 2003г.

      9. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: Вако, 2006. – 240с.

      10. Тесты и методики выбора профессии./ Сост. Н.В.Васильков. – Донецк, 1993. – 24с.

      11.Фридман Л.М. Психология для детей и подростков. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 480с.

      infourok.ru

      Программа элективного курса «Мой выбор»

      Разделы: Школьная психологическая служба


      Пояснительная записка

      В соответствии с «концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.

      Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься проституцией, наркоманией.

      Таким образом профориентационная работа со школьниками — это также вклад в решение острых социальных проблем. Программа элективного курса предназначена для учащихся  8-9 классов. Начинать изучение курса целесообразно в 8 классе, т.к. именно в этом возрасте подросткам интересно изучать себя. В 9 классе актуальным становится вопрос  профессионального выбора,  поэтому продолжая профориентационную работу мы знакомим учащихся  с профессиями, профессиональным пространством региона.

      Содержание элективного курса предполагает  включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действования при решении своих проблем, связанных с профессиональным и профильным самоопределением.

      Данный элективный курс  позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности  и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

      Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

      Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

      Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

      • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
      • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
      • расширить знания учащихся о мире профессий;
      • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
      • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

      Содержание курса

      1. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика (1 час) и профконсультирование (первичная диагностика образовательного запроса)

      Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса.  Цель и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса  и краткая информация о содержании каждого раздела.

      2. Мир профессий (20 час)

      Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

      Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

      Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

      3. Профессиональное самоопределение (7 часов)

      Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

      4. Подготовка к будущей карьере (2 часа)

      Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

      5. Обобщение (2 часа)

      Построение личного профессионального плана. Зачет 

      6. Введение (3 часа)

      Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Диагностика профнаправленности.

      7. Психология личности (13 часов)

      Понятие о личности. Самопознание личности. Ценностные ориентации личности. Саморазвитие личности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

      8. Познавательные процессы и способности личности (14 часов)

      Память. Внимание. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

      9. Обобщение (2 часа)

      Зачет. Составление и защита программ саморазвития. (Защита личностного портфолио.)

      10. Информационная подготовка (28 часов)

      Система образования в Российской Федерации

      Формы обучения. Понятие образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений. Понятие образовательной программы. Виды образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. Классификация профессиональных образовательных программ.

      Особенности получения среднего (полного) общего образования

      Образовательные учреждения, реализующие программы общего образования. Образовательное учреждение, организующее универсальное обучение (непрофильное). Образовательное учреждение, осуществляющее профильное обучение. Возможные профили обучения:

      • физико-математический;
      • химико-биологический;
      • экономический;
      • социально-гуманитарный;
      • информационно-технологический;

      Понятие элективного курса. Виды элективных курсов. Задачи элективных курсов. Перечень предметов, изучаемых углубленно на каждом профиле.

      Реализация профильного обучения в учреждениях общего образования своего района (города).

      Возможности приобретения профессии

      Способы приобретения профессии:

      • профессиональная подготовка;
      • начальное профессиональное образование;
      • среднее профессиональное образование;
      • высшее профессиональное образование;
      • послевузовское профессиональное образование.

      Возможные пути получения профессионального образования:

      • школа – пу; школа – пусуз; школа – пусузвуз; школа – пусуз – вуз – аспирантура;
      • школа – суз; школа – сузвуз; школа – сузвуз – аспирантура;
      • школа – вуз; школа – вуз – аспирантура.

      Государственная регламентация деятельности образовательных учреждений

      Лицензия. Приложение к лицензии. Свидетельство о государственной аккредитации. Процедуры, которые необходимо пройти образовательному учреждению для приобретения права осуществлять образовательную деятельность и выдавать документы государственного образца (лицензирование, аттестация, государственная аккредитация).

      Знакомство с учреждениями возможного продолжения образования

      Общеобразовательные учреждения района, города, области.

      Учреждения профессиональной подготовки.

      Учреждения начального профессионального образования.

      Среднее специальное профессиональное образование.

      Высшее профессиональное образование.

      Послевузовское образование.

      Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

      Вариант продолжения образования. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

      Обобщенный алгоритм продолжения образования. Различные источники информации об образовательных учреждениях. Определение характерных особенностей образовательных учреждений. Конструирование версий продолжения образования в зависимости от индивидуальных условий. Выбор формы представления своего варианта. Мини-проект «Мой вариант продолжения образования». Структура проекта, требования к его оформлению и защите.

      Формы организации учебного процесса

      Данная программа является комплексной по содержанию. Так как её проведение связано с применением различных методов профориентационной работы: элементов активного профинформирования и профконсультирования; профдиагностики; разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств.

      Комплексный характер организационной формы программы проявляется в том, что в ней отражены  различные активные методы:

      • Проблемно- игровые и учебно- профессиональные ситуации;
      • Коллективная дискуссия;
      • Метод взаимной групповой оценки;
      • Бланковые и карточные активизирующие методики профессионального самоопределения.

      Занятия данного элективного курса объединены одной идеей и не подлежат вычленению из общей структуры программы. Последовательность занятий составлена с учетом их постепенного усложнения как с организационной, так и с практической стороны.

      Курс психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся рассчитан на 96 часов. Занятия проводятся  в 8 кл. — 1 раз в неделю; в 9 кл. – 2 раза в неделю. Работа предусматривает деление класса на подгруппы .

      Планируемые результаты

      По прохождению данной программы учащиеся должны быть готовы к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

      На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

      • раскрывать психологические особенности своей личности;
      • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
      • составлять личный профессиональный план.

      Формы отчетности учащихся по данному курсу

      В данном курсе не применяется традиционная количественная шкала оценок. Тем не менее планируется достижение определенных результатов, которые необходимо диагностировать в ходе учебного процесса. При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

      Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

      Оценка эффективности занятий по курсу профессионального самоопределения учащихся:

      1. Сравнение результатов, полученных при использовании диагностических методик  на первом этапе обучения и в конце курса.
      2. Самоотчет учащихся по окончании курса.
      3. Оценка развития факторов профессиональной зрелости:

      А) уровень развития автономности: оценивается по высказываниям учащихся о самих себе. Низкий уровень автономности – это высказывания о внешности, половой, национальной, территориальной принадлежности, друзьях, родственниках. Высокий уровень автономности – это высказывания об обобщенных личностных качествах, устойчивых особенностях поведения, направленности, интересах, ценностных установках, сопоставлении себя с другими;

      Б) Об уровне развития информированности о мире профессий можно судить по полноте описания своей будущей профессии.

      В) Сравнение готовности к выбору профиля обучения в старшем звене образования  до и после прохождения курса.

      Используемая литература.

      1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.

      2. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007 г.

      3. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М, 1984 г.

      4. Кон И.С. «В поисках себя» М, 1990 г.

      5. Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.

      6. Мелибруда М. «Я-Ты-Мы» М., 1986 г

      7.  «Методические рекомендации по проведению профоиентационной работы»\Сост. И.В. Кузнецова – Ярославль, 1986 г.

      8. Орлов Ю.А. «Самопознание и самовоспитание характера», М., 1987 г.

      9. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М., 1998 г.

      10. «Профессиональная ориентация на рынке труда. Образовательная программа» Сост. Бендюков М.А. Александрова О.Е.

      11. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из 4 методических пособий». М.-Воронеж, 1997.

      12. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков”.М, 2000 г.

      23.05.2009

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Рабочая программа элективного курса «Мой выбор » 9 класс

      Муниципальное общеобразовательное учреждение

      Средняя общеобразовательная школа №3

      Расмотрено Согласовано Утверждаю

      На ШМО Зам. Директора по УР Директор МОУ СОШ №3

      ________Потапчук Т.Н. ________Кустова Н.В. ________Пятакова Е.Н..

      02.09.15г.

      Рабочая программа

      Элективного курса «Мой выбор»

      9 класс

      Учитель:

      Пушкарев Дмитрий Борисович

      Кыштым

      2016 год

      СОДЕРЖАНИЕ

      1. Содержание 2 стр.

      2. Пояснительная записка 3-5 стр.

      3. Содержание курса 6-8 стр.

      4. Календарно- тематическое планирование 9-12 стр.

      5. Литература 13 стр.

      Пояснительная записка.

      Рабочая программа разработана на основе:

      • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

      • Приказы МОиН Челябинской обл.: № 01-571 от 05.05.2005г.; №02-0510 от 10.05.2006 г.; № 02-567 от 29.05.2007 г.; №04-387 от05.05.2008 г.; №01-269 от 06.05.2009 г.; № 04-997 от 16.06.2011г.; № 01/1839 от 30.05.2014 г.

      • Приказ Управления по делам образования Кыштымского городского округа №01-244 ОД от 24.06.2014 г. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Кыштымского городского округа на 2014-2015 учебный год»;

      • Примерная программа по географии. 6-9 кл. (стандарты второго поколения). – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010;

      • Методическое письмо МОиН Челябинской обл. «О преподавании учебного предмета «География» в ОУ Челябинской обл. в 2015 – 2016 уч. году»;

      Учебный план МОУ СОШ №3 г.Кыштыма на 2015-2016 уч.год

      На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

      Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.

      Программа структурирована следующим образом: всего 34 часов по 1 часу в неделю в 9 классе.

      Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.

      В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе.

      Цель программы:

      Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9-х классов образовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

      Задачи:

      1. сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы;

      2. способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

      3. обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

      4. способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.

      Формы деятельности:

      • самоанализ;

      • анализ научных и художественных источников, СМИ;

      • анализ практических примеров проблемных ситуаций;

      • групповые дискуссии;

      • индивидуальная работа;

      • индивидуальная и групповая проектная работа;

      • психотренинг;

      • психодиагностические процедуры;

      • ролевые и деловые игры;

      • эвристические задания.

      В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.

      Оценка достижений обучающихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.

      В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы:

      • знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности;

      • умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

      • знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

      • представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

      Содержание программы

      Введение (1 час)

      Занятие направлено на знакомство учащихся с предлагаемой программой, личное и групповое целеполагание. Тренинг «Знакомство».

      Модуль 1. «Что я знаю о себе?» (11 часов).

      Тема 1. Я – человек и личность (1 час).

      Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собственного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного). Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя.

      Тема 2. Характер и темперамент (2 часа).

      Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента. Влияние темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности личности: черты характера.

      Тема 3. Психические качества личности (2 часа).

      Внимание, память, мышление, воображение. Интеллектуальные возможности человека.

      Тема 4. Интересы и склонности (1 час).

      Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика собственных интересов.

      Тема 5. Самооценка (1 час).

      Понятие самооценки. Диагностика собственного уровня самооценки.

      Тема 6. Мотивация личности (2 часа).

      Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы. Мотивация достижений.

      Тема 7. Здоровье и профессиональный выбор (2 часа).

      Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на состояние здоровья подростка. Группы здоровья. Влияние состояния здоровья на выбор профессии.

      Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» (5 часов).

      Тема 8. Профессиональное самоопределение – что это? (2 час).

      Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения.

      Тема 9. Типы самоопределения человека (2 часа).

      Типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, самоопределению на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, самоопределение в профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение.

      Тема 10. Профессиональные ценности (1 час).

      Ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник.

      Модуль 3. Портфолио (портфель достижений) (4 часа)

      Тема 11. Проектирование основного и дополнительного образования (2 часа).

      Начальная стадия выбора: «хочу», «могу» и «надо». Профессиональный план: основной вариант, запасной вариант.

      Тема 12. Анализ успешности человека (2 часа).

      Понятие «Портфолио». Структура портфолио. Информация в портфель достижений.

      Модуль 4. «Классификация мира труда» (7 часов).

      Тема 13. Мир профессий (3 часа).

      Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек — художественный образ». Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма.

      Тема 14. Профессиография (2 часа)

      Понятие профессиографии. Формула профессии.

      Тема 15. Профессиональные пробы (2 часа).

      Мини-проект «Профессиональная проба».

      Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» (3 часа)

      Тема 16. Мои родословные ценности (1 час)

      Профессиональная история семьи.

      Тема 17. Совместное проектирование профессионального будущего (2 часа).

      Влияние семьи на выбор профессионального маршрута.

      Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» (4 часа).

      Тема 18. Самоконтроль (1 час).

      Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. Тренинг «Как управлять собой»

      Тема 19. Мой выбор (3 час).

      Составление списков необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников.

      Мини-проект «Мой выбор».

      Календарно-тематический план

      п/п

      Наименование разделов и тем программы

      Количество часов

      Форма и тип урока

      Лабораторные и практические работы,

      самостоятельная учебная деятельность

      Виды контроля

      Дата проведе

      ния

      план

      факт

      Модуль 1. «Что я знаю о себе?» 11 часов

      1

      Я- человек и личность

      1

      Лекция

      Рефлексия

      Фронт-ый

      2

      Врожденные особенности человека. Темперамент

      1

      Лекция

      Диагностика

      Индив-ый

      3

      Устойчивые особенности личности. Характер

      1

      Лекция

      Диагностика акцентуация характера

      Индив-ый

      4

      Психические качества личности

      1

      Комбин.

      упражнения

      Фронт-ый

      5

      Интеллектуальные возможности человека

      1

      Комбин.

      упражнения

      Индив-ый

      6

      Интересы и склонности

      1

      Лекция

      Диагностика интересов

      «Карта интересов»

      Индив-ый

      7

      Самооценка

      1

      Комбин.

      Индив-ый

      8

      Жизненные и профессиональные ценности

      1

      Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций

      Определ.проф целей и ценностей

      Индив-ый

      9

      Мотивы выбора профессии

      1

      Ролевая игра, анализ практических примеров проблемных ситуаций

      Диагностика мотивации достижений

      Индив-ый

      10

      Здоровье и профессия

      1

      Комб. групповая дискуссия;

      упражнения

      Фронт-ый

      11

      Влияние состояния здоровья на выбор профессии

      1

      Комбин. групповая дискуссия

      упражнения

      Фронт-ый

      Модуль 2. «Сущность профессионального самоопределения» 5 часов

      12

      Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения

      1

      Объясн.нов.матер.

      упражнения

      Фронт-ый

      13

      Профессиональное самоопределение

      1

      Комбин.

      Диагностика

      Индив-ый

      14

      Типы самоопределения человека

      1

      Комбин.

      упражнения

      Фронт-ый

      15

      Личностное самоопределение

      1

      Профориен игра

      Работа в группах

      Фронт-ый

      16

      Профессиональные ценности

      1

      Комбин.

      Упражнения

      Фронт-ый

      Модуль 3. «Портфолио» (портфель достижений) 4 часа

      17

      Проектирование основного и дополнительного образования

      1

      Объясн..нового матер.

      Работа в группах

      Индив-ый

      18

      Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант

      1

      Комбин.

      Работа над проектом

      Фронт-ый

      19

      Анализ успешности человека

      1

      Комбин.

      Работа над проектом

      Фронт-ый

      20

      Сбор информации в портфель достижений

      1

      Комбин.

      Защита проектов

      Индив-ый

      Модуль 4. «Классификация мира труда» 7 часов

      21

      Типы профессий

      1

      Объясн.нового матер.

      Тестирование

      Индив-ый

      22

      Классы профессий

      1

      Комбин.

      Диагностика

      Индив-ый

      23

      Отделы профессий

      1

      Комбин.

      Диагностика

      Индив-ый

      24

      Профессиография

      1

      Объясн.

      нового

      матер.

      Практическая работа

      Индив-ый

      25

      Формула профессии

      1

      Лекция

      Упражнения

      Фронт-ый

      26

      Профессиональная проба

      1

      Ролевая игра

      Фронт-ый

      27

      Профессиональная проба

      1

      Ролевая игра

      Фронт-ый

      Модуль 5. «Переговорная площадка с родителями» 3 часа

      28

      Мои родословные ценности

      1

      Лекция

      Разработка проектов

      Индив-ый

      29

      Совместное проектирование профессионального будущего

      1

      Комбин.

      Работа над проектом

      30

      Совместное проектирование профессионального будущего

      1

      Конф-ия

      Защита проектов

      Индив-ый

      Модуль 6. «Жизнь по собственному выбору» 4 часов

      31

      Самоконтроль

      1

      Комбин.

      Упражнения

      Фронт-ый

      32

      Тренинг «Как управлять собой»

      1

      тренинг

      Работа в режиме тренинга

      33

      Мой выбор

      1

      Комбин.

      • Разработка проектов Сбор информации для профессиограмм, анализ научных и художественных источников, СМИ;

      Фронт-ый

      34

      Мой выбор

      Защита проектов

      1

      конференция

      Защита проектов

      Индив-ый

      В нижней части таблицы часы суммируются

      ИТОГО:

      34

      Литература.

      1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002

      2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996

      3. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

      4. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004

      5. Микляева А.В. Я — подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003

      6. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002

      7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005

      8. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005

      9. Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004

      10. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005

      11. . Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005

      multiurok.ru

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *