Технологии и физика – Технология и Физика (44.03.05)

    Педагогические технологии на уроках физики

    Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача — пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

    Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

    В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, игровые технологии, технологии опорных схем, метод проектов, дифференцированный подход к обучению, здоровьесберегающие технологии и др.

    Информационно-коммуникационные технологии.

    Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.

    Для самостоятельного решения в классе или дома задачи предлагаю задание, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию.

    В результате, на этапе закрепления знаний многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер.

    При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ).

    Для проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся мною составлены и используются на уроках компьютерные тесты.

    К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению информацией.

    Проблемное обучение.

    Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики — проблемный урок.

    Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся.

    Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики.

    При использовании данной технологии реализуются принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень

    Игровые технологии.

    Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A. M. Горький писал: “Игра — путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.

    Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например: при проведении повторительно-обобщающего урока в 8 классе «Физика за чайным столом», «Физика на кухне», в 7 классе — «Физика в загадках».

    Игровые технологии использую во внеклассной работе.

    Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.

    Технология опорных схем.

    Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект — система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я использую опорные сигналы, схемы, конспекты.

    Метод проектов.

    Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

    Дифференцированный подход к обучению.

    Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

    В настоящее время все контрольные и самостоятельные работы по физике выполняются с учетом дифференцированного подхода: каждый выбирает задания по своим способностям. При таком подходе видно, кто из учеников переоценивает свои знания, кто объективен, кто недооценивает свои возможности, над чем ученику и учителю надо поработать.

    Здоровьесберегающие технологии.

    Главная задача реализации здоровьесберегающей технологии — такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

    Обеспечить сохранность здоровья учащихся в ходе обучения позволяет применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополнят традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

    Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

    Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к родству душ.

     

    Литература:

     

    1.      МанвеловС. Г. Конструирование современного урока. — М.:Просвещение, 2002.

    2.      Ларина В. П., Ходырева Е. А., Окунев А. А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999–2002.

    3.      Петрусинский В.В Иргы — обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994

    4.      Громова О. К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001

    5.      А. Фонтанова Технология, которая позволяет нам стать другими«Первое сентября», 16.01.2001, 3 стр.

    Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, дифференцированный подход, урок физики, метод проектов, развитие, опорный конспект, метод обучения, информационное пространство, игра, учебная деятельность.

    moluch.ru

    » Квантовая физика и технологии будущего

    Мы любим Ваши ЛАЙКИ!


    18.05.2015 автор: администратор 1416 Просмотров

    Квантовая физика и технологии будущего

    В контексте сегодняшних изменений, которые нас тянут вверх, будут ли нам полезны достижения квантовой физики? Помогут ли нам они?

    «Квантовая физика была известна древним цивилизациям. Но многие знания были введены в состояние сна! Теперь же, поскольку сознание пробуждается, многое будет вам возвращено.

    Квантовая физика одна из тех областей знаний, которая в определённой степени поможет человечеству продвинуться вперёд. При этом, вам надо будет научиться пользоваться теми знаниями, которые вам будут открываться, например, вибрирующая энергия и многое другое, о существовании чего вы пока мало что знаете!

    Но пока во главе ваших стран стоят люди, которые сопротивляются пробуждению, которые даже отказываются признать вашу планету частью вселенной, которые утаивают от вас вашу историю и историю Земли, это будет невозможно. Человек появился в этом мире не пять или десять тысяч лет назад! Он живёт здесь уже миллионы лет, хотя раньше его тело и уровень его вибраций были другими.

    [ad2][/ad2]

    В настоящее время многие знания будут возвращаться человеку, но внедрение их в реальную жизнь, по известной вам причине, будет осуществлено только тогда, когда мир изменится: человек должен правильно понять и использовать то, что ему откроют, только в добрых целях!

    @myheavengate.com

    Среди ваших ученых и исследователей есть такие, которые пришли из других миров. Некоторые из наших братьев добровольно решили воплотиться, чтобы помочь человечеству развиваться внутренне, так как мы, ваши галактические братья, не имеем права вмешиваться в дела вашего человечества; в наши права входит помогать людям двигаться вперёд через внутреннее развитие, а не через подарки новых технологий, которые они пока ещё не способны правильно понять и использовать на всеобщее благо.

    Приведём пример: более пятьдесяти лет назад некоторые «инопланетяне» (речь идёт не о нас: мы являемся частью Галактической Конфедерации) подарили передовые технологии человечеству, то есть главам правительств, в обмен на разрешение внедриться в ваш мир. (Мы не будем входить в подробности всего этого.)

    И  что это дало человечеству? Да, теперь вы живёте в эпоху очень-очень продвинутой технологии! Вы думаете: само человечество продвинулось вперёд в благодаря этим технологиям? Нет! Оно стало их рабом! Вы рабы ваших ноутбуков, ваших iPad’ов, ваших мобильных телефонов и т.д. Вы неправильно применили эту технологию. Люди стали отрезанными друг от друга.

    Технологии, сами по себе, не представляют ничего плохого, плохим является то, как их используют люди по отношению к своему развитию! Необходимо было, чтобы эти технологии развивались параллельно с развитием людей; а сейчас, к сожалению, есть большой разрыв между развитием людей и технологией, которая была им дана.

    Современная технология доступна многим людям, но они не умеют правильно пользоваться ею: вместо того, чтобы подчинить её своим целям, они стали её рабами. Технология порабтила их вместо того, чтобы служить им!

    Ваши дети больше не могут обходиться без своих телефонов и ноутбуков. Где же тут свобода? Вы их лишаете не только детства, но и возможности физически дружить друг с другом! Да, они могут общаться друг с другом виртуально, разговаривая  часами по телефону, но ведь при этом нет никакого вибрационного контакта между ними! Реальность полностью искажена!

    [ad2][/ad2]

    Вот в этом и заключается опасность: дарить слишком передовые технологии миру, который еще не готов к такому подарку! Существует слишком большое разногласие между тем, что люди получают, и тем, как они этим распоряжаются.

    По сути, современные технологии должны были бы служить человеку, сокращая его рабочий день. Техника должна помогать людям, освобождать их: люди могли бы работать только по полдня в день или по два-три дня в неделю. Человек же стал рабом техники, в этом и заключается ошибка! Именно по этой причине мы, ваши галактические братья, выбрали иной способ помощи: мы помогаем людям меняться изнутри, подталкивая их к работе над собой, а не дарим технологии, которые не облегчают их повседневную жизнь, а превращают их в своих рабов.

    Мы не знаем, понятно ли вам то, что мы говорим, но для нас важно довести это до вашего сведения, потому что всё больше и больше людей порабощены технологиями, темпы которых будут всё больше и больше ускорятся до тех пор, пока они не прекратят своё существование, пока в один прекрасный день кое-какие энергии не остановят их путём прекращения подачи электричества.

    И это будет отличным подарком человечеству, потому что тогда всё вернётся на круги своя: люди начнут общаться друг с другом, смотреть друг на друга, любить друг друга и понимать друг друга! Техника больше не будет стоять между людьми! И отношения между ними будут развиваться совершенно по-другому.

    [ad2][/ad2]

    Итак, как любит говорить наш ченнелер: повезёт или не повезёт? Обернётся ли это удачей или неудачей, если полностью убрать и удалить все технологии, которые увели вас от столь важных живых человеческих отношений? И ответить на этот вопрос надо будет не нам, а вам, потому что мы знаем, а вот вам надо будет дойти до этого на своём опыте! «

    Моник Матье_ducielalaterre.org


    Загрузка…

     

     

    myheavengate.com

    Современные методики и технологии обучения физике

    Инфоурок › Физика › Другие методич. материалы › Современные методики и технологии обучения физике

    Курс повышения квалификации

    Курс профессиональной переподготовки

    Учитель физики

    Курс повышения квалификации


    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Выберите категорию:
    Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

    Выберите класс:
    Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

    Выберите учебник:
    Все учебники

    Выберите тему:
    Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация

    Номер материала:

    ДБ-325402


    ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

    Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

    Подать заявку на курс

    Похожие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    infourok.ru

    Образовательные программы: Ядерные физика и технологии

    Описание программы:

    14.03.02
    Ядерные физика и технологии

    Инженерное дело, технологии и технические науки

    Физико-технологический институт

    Бакалавриат
    Очная форма: 4 года

    2017, 2018, 2015, 2016

    Очная

    Направление подготовки 14.03.02 «Ядерные физика и технологии» относится к одному из основных инженерно-физических направлений обучения студентов в Физико-технологическом институте. Это направление имеет глубокие исторические корни и богатые традиции подготовки высококвалифицированных специалистов.

    Подготовка по данному направлению в рамках образовательной программы «Ядерные физика и технологии» относится к технологии двухуровневого образования: «бакалавр — магистр», и включает в себя три образовательных траектории:

    • «Электроника и автоматика физических установок»,
    • «Ядерная физика и реакторные технологии»,
    • «Теоретическая ядерная физика и математическое моделирование»».

    Выбор траектории студенты осуществляют на втором курсе, после освоения общих по направлению базовых дисциплин. В результате прохождения первого уровня в течение четырех лет выпускник получает квалификацию «академический бакалавр». В дальнейшем возможно обучение в магистратуре по направлению «Ядерная физика и технологии» в течение двух лет или трудоустройство на производстве.

    Наши выпускники работают на различных предприятиях, специализирующихся в таких наукоемких областях, как атомная и оборонная промышленность, ядерная медицина, прикладные и фундаментальные научные исследования. Студенты успешно освоившие данную образовательную программу традиционно высоко востребованы нашими индустриальными партнерами — предприятия Госкорпорации РОСАТОМ (РФЯЦ-ВНИИТФ, ПО Маяк, Уральский электромеханический завод, ПО Уральский оптико-механический завод, Приборостроительный завод, Уралприбор, Белоярская АЭС), инженерные компании и конструкторские бюро (НПО автоматики, Прософт-системы, Микротест, К‑телеком), научно-исследовательские институты Уральского отделения РАН.

    Образовательная программа «Ядерные физика и технологии» реализуется на базе кафедр Экспериментальной физики, Технической физики, Физики высокоэнергетических процессов Физико-технологического института УрФУ!

    Контакты

    Байтимиров Дамир Рафисович
    Руководитель образовательной программы
    Адрес: нет информации
    Аудитория: нет информации
    Телефон: нет информации
    Электронная почта: нет информации

    Байтимиров Дамир Рафисович
    Доцент кафедры Физики высокоэнергетических процессов
    Адрес: г. Екатеринбург, ул. Мира, 21
    Аудитория: Ф-206
    Телефон: 375-94-97
    Электронная почта: [email protected]

    programs.edu.urfu.ru

    САФУ — 14.03.02 Ядерные физика и технологии

    14.03.02 Ядерные физика и технологии

    Квалификация академический бакалавр

    Форма обучения очная

    Сроки обучения 4 года

    Кол-во бюджетных мест 16

    Кол-во мест (особая квота) 2

    Стоимость обучения на 2018/2019 уч. год 230 630

    Экзамены математика (профиль) / физика / русский язык

    Экзамены (Минимальный бал) 27 / 36 / 36

    Город Северодвинск

    Контактный телефон приемной комиссии (8184) 53 – 95 – 79;  +7 921 070 88 45

    Выпускающая кафедра Кафедра физики и инженерной защиты среды (8184) 53 – 95 – 67


    Общая характеристика

    Ядерные физика и технологии обеспечивают развитие атомной энергетики и позволяют использовать источники ионизирующих излучений во многих других областях промышленности (судостроении, нефтегазодобыче, медицине), при этом главной их задачей является обеспечение радиационной безопасности человека и окружающей среды. Еще с самых первых шагов развития ядерной отрасли промышленности возникла проблема обеспечения радиационной безопасности как персонала, непосредственно работающего в отрасли, так и населения, проживающего вблизи соответствующих производственных объектов. В настоящее время вопросы обеспечения радиационной безопасности становятся все более актуальными, так как все шире становится применение источников ионизирующего излучения на различных производствах, а значит, увеличивается радиационная нагрузка на окружающую среду и на человека. Для того чтобы контролировать эти параметры и предупредить неблагоприятное радиационное воздействие на многих предприятиях созданы службы ядерной и радиационной безопасности.

    Благодаря получению новой информации, приобретаемой специалистами в результате научно-исследовательской работы на предприятиях, опыта эксплуатации ядерных установок на АЭС и судах атомного флота, медицинского оборудования (томографов, рентгенаппаратов и других) радиационная безопасность является постоянно развивающимся направлением.

    Профессиональные умения и навыки

    Квалифицированный бакалавр по направлению «Ядерные физика и технологии» владеет теоретическими знаниями и практическими навыками в области целого ряда отраслей науки — физики защиты от ионизирующих излучений, химии радиационных веществ и материалов, радиационной экологии, а также компьютерными программными средствами в области радиационного контроля, защиты и обработки экспериментальных данных.

    Здесь научат:

    • применять физические расчеты для обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
    • обосновывать и выбирать техническое решение для работы с источниками ионизирующего излучения;
    • применять современные методы обработки данных эксперимента,
    • оценивать погрешности расчетов и экспериментов;
    • делать прогнозы аварийных ситуаций и их последствий для персонала, населения и окружающей среды;
    • использовать методы управления риском возникновения аварий различной степени тяжести на ядерно-технических и ядерно-энергетических установках;
    • применять пакеты прикладных программ в области дозиметрии, защиты и обработки экспериментальных данных;
    • проводить радиационный контроль.

    Основные профильные дисциплины: «Физика защиты от ионизирующих излучений», «Дозиметрия излучений», «Ядерная безопасность установок», «Радиационный контроль и мониторинг», «Физико-химические основы переработки радиоактивных отходов».

    Навыки, полученные по профилю «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», позволяет выпускникам работать в следующих областях: физика защиты и дозиметрия ионизирующих излучений (экспериментально — исследовательская, расчётно-теоретическая и производственно-управленческая деятельность), обращение с радиоактивными отходами, обслуживание рентгеноборудования, экология и радиоэкология.

    По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер».

    Область профессиональной деятельности выпускника

    Бакалавр направления «Ядерные физика и технологии» занимается разработкой технологий, установок, систем в области ядерной физики, ядерной и радиационной безопасности различных объектов. Это специалист широкого профиля в области современных технологий физики ядра, ядерно-физических установок, ядерной и радиационной безопасности предприятий различных отраслей промышленности, в том числе атомной, военной, нефтегазодобывающей и многих других, владеющий навыками инженерно-технической и научно-исследовательской деятельности, широкими знаниями законодательства в области ядерной и радиационной безопасности.

    Перспективы карьеры выпускника

    Многогранная подготовка бакалавра позволяет ему успешно трудиться в судостроительной промышленности и в любых организациях, а также предприятиях ядерного топливного цикла, включая атомные станции.

    Первый выпуск инженеров-физиков по специальности «Радиационная безопасность человека и окружающей среды» был осуществлен в 2003 году. Наши выпускники успешно работают в отделах ядерной и радиационной безопасности основных предприятиях города: АО «ПО «СЕВМАШ», АО «ЦС «Звездочка», а также на Курской, Ленинградской, Кольской атомных станциях, предприятии «Нерпа», ЦКБ «Рубин», ЦКБ «Малахит», Архангельском областном онкологическом центре, служат в ВМФ, преподают в институте, а также занимают руководящие должности в Ростехнадзоре.

    Классическое инженерно-техническое образование, полученное бакалаврами по профилю «Радиационная безопасность человека и окружающей среды», позволит им освоить и новые профессиональные области, что связано с распространением применения источников ионизирующего излучения в различных отраслях хозяйства.

    Дополнительные возможности

    Социальные гарантии и стипендиальное обеспечение; возможность международных стажировок; участие в научных и спортивно-массовых мероприятиях; насыщенная студенческая жизнь; возможности для реализации активной социальной позиции.

    narfu.ru

    Современные педагогические технологии в обучении физике

    Разделы:
    Физика


    В настоящее время происходит переход от
    индустриального общества к информационному. В
    этом обществе открываются беспрецедентные
    возможности для развития человека, более
    эффективного решения его многих
    профессиональных, экономических, социальных и
    бытовых проблем. Однако использовать эти
    возможности смогут лишь те члены общества,
    которые будут обладать необходимыми знаниями и
    умениями, позволяющими им ориентироваться в
    новом информационном пространстве. Здесь
    принципиальным является вопрос о предоставлении
    таких образовательных услуг, которые
    своевременно бы готовили юное поколение к
    информационному будущему. При таком подходе
    информационные технологии позволяют решать ряд
    принципиально новых дидактических задач, их
    применение обеспечит повышение качества
    образования. Характерной особенностью
    современных образовательных информационных
    технологий является стремление к использованию
    новых технических достижений.


    Правильнее было бы говорить о новых
    информационных технологиях в контексте понятий
    новых «педагогических технологий».


    Понятие «педагогическая технология» в
    последнее  время получает все более широкое
    распространение в теории обучения. Адаптация
    новых технологий в образовательной сфере
    особенно хорошо прослеживается по такому
    показателю, как внедрение в обучение новых
    информационных технологий.


    Идея обучения, основанного на ресурсах
    информационной технологии, связана с исследовательской
    моделью обучения. Основная идея этой модели
    заключается
    в том, что учащихся необходимо научить тем
    методам работы, которые ученные используют при
    решении проблем и исследовании неизвестных
    ранее областей знаний. Исследовательский тип
    обучения предполагает, что учитель знакомит
    учащихся с вопросом или проблемой, требующей
    разрешения. Учащиеся должны проанализировать
    ситуацию и объяснить свою гипотезу на основе
    данных, собранных и представленных для
    дискуссии. Большое значение придается процессу
    исследования, но накопление знаний также очень
    существенно. Эта модель применима к
    использованию на любой ступени школьного
    обучения.


    Главное на что делается акцент – это
    интерактивность в учебном процессе. Учащиеся,
    независимо от возраста, воспринимают материал
    лучше, когда они активно вовлечены в процесс
    обучения. Вовлечение учащихся в изучение
    предмета под различным углом дает возможность им
    почувствовать себя в центре изучаемых событий.
    Тогда они начинают прилагать больше умственной
    энергии, и изучаемое явление фиксируется в
    памяти с более обширным пониманием сути этого
    явления.


    Проблемное обучение – это тип развивающего
    обучения, в котором сочетаются систематическая
    самостоятельная поисковая деятельность
    учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а
    система методов построена с учетом
    целеполагания и принципа проблемности; процесс
    взаимодействия преподавания и учения
    ориентирован на формирование познавательной
    деятельности учащихся, устойчивых мотивов
    учения,  мыслительных и творческих
    способностей в ходе усвоения  научных понятий
    и способов деятельности, детерминированного
    системой проблемных ситуаций.


    Деятельностный характер обучения, т.е.
    включение учащихся в реализацию какой-либо
    деятельности – исследование, проектирование,
    руководство подразумевает смещение акцента с
    односторонней активности учителя на
    самостоятельное учение, ответственность и
    активность самих учеников, ведет к
    переориентации учебного процесса на
    разнообразные виды самостоятельной
    деятельности учащихся, на приоритет
    деятельности исследовательского, поискового,
    творческого характера.


    На сегодняшний день существует большое
    количество новых педагогических технологий.

    «Технология опережающего образования» или
    теория решения изобретательских задач (ТРИЗ),
    технология образования в глобальном
    информационном сообществе (ТОГИС), педагогика
    сотрудничества или «обучение в сотрудничестве»
    (ОВС), артпедагогика, информационно
    коммуникативные технологии (ИКТ) – являются
    примерами эффективных педагогических
    технологий.


    Образовательная технология ТОГИС
    реализует деятельностно-ценностный подход к
    образованию.


    Функция учителя в ТОГИС – постановка целей
    и планируемых результатов, организация
    деятельности обучающихся, управление ею и
    экспертиза полученных результатов на предмет
    соответствия планировавшимся. 


    Методы обучения  – проблемный и
    модельный.


    Направления применения

    • Выработка навыков научного исследования,
      организация эффективного поиска необходимой
      информации с использованием современных
      компьютерных и телекоммуникационных средств.
    • Генерирование способов решения проблемной
      задачи.
    • Рефлексия проведенной деятельности на
      завершающем этапе в виде сопоставления
      результата работы с достижениями общественного
      развития.

    Основной идеей ОВС является
    самостоятельная работа учащихся в малых группах
    (от 2-х до 5-и человек), учебные задания
    структурируются таким образом, что все члены
    группы оказываются взаимосвязанными и
    взаимозависимыми и при этом достаточно
    самостоятельными в овладении материала и
    решении задач.


    Функция учителя в ОВС – организация
    групповой деятельности учащихся,
    консультирование отдельных учеников или группы
    учащихся, анализ результатов деятельности
    учащихся.


    Основные принципы ОВС

    • Группы формируются предварительно, с учетом
      психологических особенностей учащихся.
    • Группе дается одно задание, Роли (председатель,
      секретарь, теоретик, и т.п.) распределяются либо
      самими учениками, либо при помощи учителя.
    •  Оценивается работа всей группы, а не одного
      ученика.
    • Учитель, а иногда сами учащиеся, выбирает
      представителя группы, который должен отчитаться
      за выполнение задания.

    Артпедагогика – самостоятельная
    отрасль педагогической науки, изучающая
    закономерности воспитания и развития человека
    средствами искусства. Особенность артпедагогики
    в том, что она оперирует средствами искусства и
    художественно-творческой деятельности,
    обладающими развивающими и воспитывающим
    потенциалом. Искусство уникальным образом
    воздействует на человека, дает преобразующую
    силу его внутренним ресурсам, способствует
    личностному росту и благотворно влияет на
    психику. Опыт восприятия ребенка складывается из
    зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
    У ребенка в силу природных особенностей
    доминирует тот или иной тип восприятия, и, чтобы
    достичь понимания на бессознательном уровне,
    необходимо одновременное воздействие на все три
    сенсорные системы чувств, что способствует
    облегчению процесса обучения, а также позволяет
    представить предлагаемый образ в полной мере.


    Средства искусства способны передавать через
    художественные образы явления внешнего мира и
    состояния человеческой души. Музыкальные,
    живописные и поэтические образы обеспечивают
    осмысление учащимися многообразных связей
    явлений и процессов окружающего мира. Общим в
    воздействии всех видов искусств является то, что
    у человека пробуждаются воспоминания о виденном,
    пережитом когда-то или волнующем сегодня.
    Педагоги и психологи считают такую активизацию
    субъектного опыта учащихся равносильной
    приобретению новых знаний. 


    В основе педагогической технологии ТРИЗ (Теории
    решения изобретательских задач) лежит
    формирование у учащихся сильного мышления,
    воспитания творческой личности, подготовленной
    к решению сложных проблем в различных областях
    деятельности. ТРИЗ возникла в технике, но помимо
    технических систем существуют и другие –
    научные, художественные, социальные и т.д. при
    этом развитие всех систем подчинено сходным
    закономерностям, поэтому основные идеи и
    принципы ТРИЗ могут быть распространены на
    решение различных задач. Процесс решения
    изобретательской задачи можно рассматривать как
    выявление, анализ и разрешение некоторого
    противоречия в ходе применения алгоритма
    решения изобретательских задач (АРИЗ)
    и
    прийти к идеальному конечному результату
    (ИКР).
    АРИЗ позволяет перейти от
    расплывчатой и туманной исходной ситуации к
    схематической модели задачи, анализ – найти
    причины возникновения противоречия. Владение
    методами решения изобретательских задач
    позволяют учащимся изобретать,
    самореализовываться, преодолевать стереотипы
    мышления, вырабатывать умения работать с
    нетривиальными идеями.


    При разработке уроков физики на любой из
    ступеней обучения целесообразно использование
    как отдельных технологий, так и комплексное
    использование элементов нескольких эффективных
    педагогических технологий. Использование
    мультимедийного проектора в ходе всего урока
    физики способствует решению различных учебных
    задач. На этапе «Актуализация знаний учащихся» и
    при решении «Исследовательских задач» хорошо
    работают элементы ТОГИС и ОВС. В зависимости от
    цели и задач урока физики, эффективно
    использование элементов артпедагогики в ходе
    урока, особенно в конце,  при проведении
    рефлексии.


    Комплексное применение на уроках физики
    элементов педагогических технологий
    в
    различных вариациях способствует более
    эффективной организации учебного процесса,
    активизации познавательной деятельности,
    реализации компетентного поведения учителя.

    9.06.2012

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Информационные технологии в физике


    «Кто владеет информацией, тот владеет миром»


    В одном из рассказов Джека Лондона  главного персонажа называли «Время не ждет».

    Считаю, что в современном обществе эта фраза приобрела особую актуальность.

    Подумайте, прежде чем промедлить или сделать шаг назад в любой из сфер вашей жизни:

    личной, учебной, трудовой…

    Каждый миг жизни важен и по-своему бесценен


    это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте».

    ( И.Г.Захарова)


    Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ.

    Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера.

    Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.


    Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.

    Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний.

    Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.


    Использование информационных технологий является неотъемлемой частью современного образования. Уровень программного обеспечения сейчас позволяет внедрять информационные технологии в преподавание большинства дисциплин.

    Целью при этом в первую очередь является повышение качества знаний учащихся,

    качества самих уроков.


    В курсе физики неизменно присутствуют темы, требующие не только повышенного внимания при восприятии, но и незаурядного воображения (например, электростатика, электромагнитные колебания, квантовая физика). Поэтому у многих учащихся либо формируется искаженное, неполное представление о физическом явлении, либо учащийся уходит с урока вообще толком не разобравшись в предложенном материале. Самостоятельная проработка им темы дома, как правило, не приводит к улучшению понимания и учащийся идет дальше по программе,

    механически усваивая материал.


    Информационные технологии

    предоставляют возможность решать эту проблему. Кроме того, в условиях тенденции к сокращению учебных часов по предмету приходится давать всё больше обзорных уроков, где простой рассказ преподавателя оказывается малоэффективным. В сочетании же с информационными технологиями уроки (и учащиеся) значительно выигрывают.

    Информационные технологии придают урокам разнообразие, формируют благоприятную эмоциональную атмосферу. Что ценно, открывается возможность проводить интегрированные уроки, например физики и информатики, привлекать учащихся, интересующихся компьютерами, к реальной деятельности в области информационных технологий


    В своей работе я использую такой компонент информационных технологий, как компьютерные модели компьютерного курса «Открытая физика 2.5» («ФИЗИКОН»). Компьютерный курс прошел сертификацию в институте информатизации образования России в качестве учебного пособия для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей. Данный курс является мощным средством интенсификации занятий, повышения интереса учащихся к физике. «Открытая физика 2.5» содержит огромное количество интерактивных компьютерных моделей, которые позволяют наблюдать и управлять поведением объектов, изменяя начальные условия экспериментов, проводить разнообразные физические опыты.


    Некоторые модели позволяют наблюдать, одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Наглядность всегда играет существенную роль при усвоении нового материала, задействовать зрительную память, зрительное восприятие учащихся – одна из задач преподавателя. Компьютерная демонстрация, таким образом, служит ярким дополнением к рассказу учителя, позволяя представить материал в высшей степени наглядно.


    Использование компьютерных моделей в работе открывает новые возможности перед учителем. При изложении материала можно делать акцент не на подробное устное всестороннее объяснение хода процесса, его закономерностей, что традиционно отнимает большую часть времени урока, а на пояснение и комментарии к наблюдаемой картине, причем, изменяя различные параметры в программе, интерактивно можно влиять на развитие процесса, выявляя важные моменты и закрепляя их повтором. Таким образом, формируется правильное восприятие учащимися рассматриваемой темы. Особенно эффективно применять компьютерные модели в сочетании с традиционным физическим экспериментом, когда сначала демонстрируется само физическое явление на приборах, а потом дается компьютерная демонстрация, где это же явление представлено как взгляд изнутри.


    Закрепление материала во второй половине урока так же можно проводить с использованием компьютерных моделей, вызывая учащихся к доске с просьбой изменить соответствующие параметры программы, с целью добиться какого-либо эффекта, или фронтально опрашивая учащихся и тут же проверять их ответ на компьютерной модели.

    Следует подчеркнуть сокращение времени на рутинное, порой неоднократное рисование схем на доске.


    С использованием компьютера совсем иначе выглядит порой утомительный опрос домашнего задания. Программы выполнены с условием простоты их использования, и ученик, минимально владеющий хотя бы «мышкой», может сопровождать свой ответ действиями с компьютерной моделью


    При использовании кабинета информатики, где учащиеся работают с компьютером непосредственно, можно устраивать «быстрые» зачеты по теме, давая каждому задание на компьютере и тут же его оценивать, так как время на подготовку ответа в этом случае требуется минимальное. С другой стороны важно не увлекаться такого рода занятиями, оставляя учащимся возможность домысливать ответы на вопросы самостоятельно, когда происходит решение задач. Но, как показывает мой опыт, учащиеся, присутствовавшие на уроке с компьютерной моделью, в дальнейшем лучше ориентируются по теме, без труда решают качественные задачи, задачи на построение.


    Недостатком использования компьютерного курса я считаю отсутствие задачников к моделям. Отсутствие локальной сети и/или проекционной техники в учебном учреждении делает использование компьютерных моделей затруднительным, преподаватель может в таком случае работать лишь с небольшой группой учащихся, которых можно рассадить вблизи монитора.


    • Ознакомительное задание.
    • Компьютерные эксперименты.
    • Экспериментальные задачи.
    • Неоднозначные задачи.
    • Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой.
    • Задачи с недостающими данными
    • Творческие задания.
    • Проблемные задания.
    • Исследовательские задания.
    • Качественные задачи.


    При регулярной работе с компьютерным курсом из придуманных заданий имеет смысл составить компьютерные лабораторные работы, в которых вопросы и задачи расположены по мере увеличения их сложности. Это занятие достаточно трудоёмкое, но именно такие работы дают наибольший учебный эффект.


    Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя.

      Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема.

      Если информация была представлена визуально – около 1/3.

    При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

         


    При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала

    На уроках я широко использую презентации.

      Проверка знаний

      Например на уроке  в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» — идёт с применением сказки  о Иване – Крестьянском сыне , который пошёл выручать дочь царя — Настасью – Премудрую, которая хорошо физику знала. Учащиеся активно помогают Ивану преодолевать встречаемые трудности, решая задачи разного типа.

    Или в 10 классе на уроке по повторению «Свойств агрегатных строений вещества»  сначала выполняют тест  с выбором ответов, а затем с удовольствием помогают путешествовать из царства газов в царство жидкости и далее в царство твердых тел 


    Объяснение нового материала

    Применение презентаций с видеофрагментами даёт высокую степень наглядности.

    Например: при изучении в 8 классе темы «Магнитное поле»;

     

    при изучении  темы «Плавание тел» в 7 классе смотрим видеофрагмент погружения модели подводной лодки.


    Привлекаю учащихся к созданию проектов.

    Каждый учащийся 8 класса выполняет в течение года презентацию по заданной теме.

    В этом году предполагаем с учащимися 10 класса выступить на конференции «Мир вокруг нас» с проектами исследовательского характер.


    На уроках повторения – обобщения

    привлекаю учащихся к созданию презентаций обобщающего характера, которые они демонстрируют перед одноклассниками. Например, при повторении в 10 классе темы «Силы природы» учащиеся 10 класса представили свои презентации: «Сила упругости», «Сила всемирного тяготения», «Сила трения», «Сила тяжести и вес»

    В нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся.


    Ещё один приём- применение электронных учебников и программ.

      ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом — показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума,   проверить знания по определенному разделу . 


    Репетитор Физика 1C

    Мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.

      Многие темы в 9 -10 классах изучаем с применением этого программного продукта.

    Например «Законы динамики» в 9 классе, «Основы МКТ» в 10 классе.


    Открытая физика I, II

    Новое поколение программы «Физика на Вашем PC», в котором используется интерфейс Netscape. Содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.

      Применение этого программного продукта активизирует познавательный интерес обучающихся. Чаще его использую на уроках в 7-8 классе. Например при изучении в 7 классе темы «Газы и их свойства» или в 8 классе при изучении тем «Электризация тел», «Электрические явления» .


    • Компьютер предоставляет возможность ученику или учителю  активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, управлять и моделировать сложными физическими процессами, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора, или с помощью проектора необходимую информацию и т.п.
    •   Например на уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
    •   В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.).
    • В рамках применения информационных технологий использую дифференцированный подход к обучению


    ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга.

    Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.

      На современном этапе применяются различные методы тестирования  и я использую обучающие и контрольные тесты с применением оболочки «Kom Test » .Обучающиеся с удовольствием работают по тестам: 8 класс –»Электрический ток», «Световые явления»; 10 класс- «Газовые законы». Единственным неудобством является необходимость заниматься в компьютерном классе. Применение такого способа контроля очевидно, объективно и эффективно если тест обобщающий и содержит большой объём.


    Использование новых технологий в учебном процессе приводит к:

    • изменению стиля работы преподавателя, решаемых им задач;
    • развитию новых педагогических методов и приемов;
    • структурным изменениям в педагогической системе.

     


    Бинарный урок по физике и информатике.

    7 класс


    • Отработка практических навыков расчёта давления в твёрдых телах и жидкостях
    • Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую (задачу сформулированную на естественном языке и решённую , записать и решить с помощью электронных таблиц)
    • Совершенствование навыков оформления задач по физике


    • Отработка навыков составления решения задач в ЭТ, запуска на исполнение, просмотра результатов
    • Развитие навыков счёта. Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую
    • Формирование культуры работать с ЭТ – единого стиля записи программы, чтобы она была понятна и удобна для чтения другим пользователям
    • Повышение мотивации учащихся за счёт интеграции с другими предметами


    Информационная –умение самостоятельно интерпретировать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи

    Информационно-технологическая – готовность пользователя воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации в электронном виде, пользоваться современными КТ

    Проблемная –умение находить альтернативные пути и средства решения задач, оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; в случае появления затруднений формулировать , осмысливать их и принимать решение о выборе других путей и средств


    1. Повторение изученного материала по физике и информатике

    Учащиеся выполняют электронное тестирование – 7 минут – 14 вопросов по курсу физики и информатики

    (ЭТ, оценка по выполнению теста)


    2. Решение расчётных задач с использованием ЭТ

    3. Физкультминутка

    4. Самостоятельное решение расчётных задач

    5. Подведение итогов урока

    6. Домашнее задание


    Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации

    деятельности учащихся

    Возможности информационно-вычислительной техники освобождают время для исследований, творчества, новых идей, общения, расширяют спектр использования моделирующих систем.

    multiurok.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о