Туризм учебные – Образовательный туризм. Виды образовательного туризма, развитие, организация, направления образовательного туризма

Глава 21. Образовательный туризм

Одним из неформальных видов образования является туризм. В конце XVIII в. молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2 — 3-летние путешествия в континентальную Европу. Их можно считать первыми образователь ными турами. Во времена Просвещения Ж. Ж. Руссо и Дж.Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляющих воспитания.

С термином «турист» познакомил своих читателей англичанин Педж, издав в 1800 г. книгу «Анекдоты английского языка», в которой рассказывал о «путешественнике, называемом туристом». В то же время во Франции вышел Толковый словарь французского языка со статьей, где объяснялось, что турист — это «тот, кто путешествует из любопытства или для того, чтобы убить время». В России формирование традиции ознакомительных путешествий связано с именем Петра I, посылавшего дворян в Европу на учебу.

Экскурсионной деятельности большое внимание стали уделять со второй половины XIX в. В 1885 г. в Петербурге было открыто «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. Начинает свою деятельность Общество любителей естество знания, которое создает свои филиалы в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе. ВозникаютКрымский горный клуб в Одессе, Кавказское горное общество : Пятигорске. С 1895 г. действуют Ялтинское экскурсионное бюр< Крымско-Кавказского горного клуба и первое туристическое об щество — Русский туринг-клуб, объединявший вначале туристов велосипедистов. Последний имел отделения в нескольких крупных городах России (Москва, Киев, Рига и др.). В 1901 г. клуб бьи преобразован в Российское общество туристов, которое поставило своей целью использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа.

Многие общества и клубы выпускали специализированные журналы, например «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант», литературу педагогического характера, а также занимались подготовкой руководителей экскурсий. В деятельности обществ и клубов принимали участие известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели, в том числе Д. Н. Мамин-Сибиряк, К.А.Тимирязев, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, Н.М.Пржевальский, В.И.Вернадский. Развитие экскурсионной деятельности проходило на фоне открытия различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. Двадцатый век приносит в образовательный туризм массовость.

Всемирная туристская организация, основанная в 1975 г., объединяет свыше 100 стран. В законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определяется как «временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания». Исходя из этого определения, сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

— учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;

— ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;

— научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;

— участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;

— экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.

В большинстве из перечисленных видов сочетаются профессиональные и познавательные интересы. Культурно-познавательными программами всегда сопровождают проведение семинаров, конференций, стажировок и других подобных мероприятий. Особенно много разнообразных экскурсионных программ, связанных с посещением музеев, выставок, осмотром достопримечательностей, предлагается в языковых школах для иностранных слушателей.

Современные туристические фирмы, осваивая рынок образовательных услуг, стремятся расширить спектр предлагаемых клиентам образовательных поездок: от летних курсов иностранного языка до докторантуры в зарубежных университетах. Некоторые образовательные учреждения также начинают заниматься образо- вательным туризмом. Туристическим фирмам, подразделениям образовательного туризма учебных заведений становится все более необходимой методическая помощь. Важно иметь информацию о качестве образования в зарубежных учебных заведениях с точки зрения национальных интересов. Целесообразно создание единого информационного банка образовательных программ. Эффективность работы зависит и от знания прогнозных оценок, мониторинга образовательных потребностей. Методики разработки индивидуальных образовательных программ также способствуют развитию этого направления туризма. Роль андрагогов в организации работы по научно-методическому обеспечению образовательного туризма трудно переоценить.

Андрагогическое сопровождение туризма предполагает целенаправленную работу по формированию тематических туристических маршрутов. Принцип их построения мо-

Андрагогические может быть разным. В одном случае в комплекс аспекты туризма нормативных образовательных программ вводится дополнительная, например по истории

искусства или архитектуры. В другом — туристическая поездка будет носить исследовательский характер, например с целью пополнения коллекции растений или минералов. В третьем — путешествие может эмоционально предшествовать изучению крупного раздела науки или искусства. Вариантов множество. Но, как правило, содержание туристической и образовательной (просветительской) деятельности будут взаимодополняться и интегрироваться.

Путешествие обычно предваряется достаточно длительным этапом подготовительного обучения. Это могут быть опережающая информация о стране или регионе, спортивная подготовка, ос- воение прикладных навыков работы с фотоаппаратом, видеокамерой, разработка сценария будущего фильма. В ходе изучения или составления маршрута по карте открываются интересные возможности для группового проектирования. В андрагогические функции руководителя на подготовительном этапе входит сплочение сформированной для поездки или пешеходного маршрута группы.

Во время поездки андрагогические аспекты находят свое выражение в экскурсионной работе гида или проводника, его влиянии на межличностное общение в группе, организацию форм активного отдыха. Иногда это далеко не просто и требует знания основ конфликтологии. Руководитель группы или гид постоянно сочетает информационно-просветительскую функцию с любым другим видом деятельности, что, безусловно, должно подкрепляться особыми профессиональными умениями, чувством меры. Информационное и эмоциональное воздействие на экскурсантов оказывают мастерство экскурсовода в подаче материала, эрудиция и артистизм, его личностное отношение к теме. По данным психологов, экскурсионная информация, хорошо продуманная и умело преподанная, запоминается лучше, чем только увиденное, прочитанное или услышанное. Любая экскурсия — знакомство с памятником культуры, с произведениями искусства, с интересными объектами природы или с промышленными предприятиями, учреждениями медицины; образования, культуры и пр. — может служить развитию общей культуры человека, если в ней заложена возможность узнать что-то новое или по-новому, с новой точки зрения посмотреть на уже известное.

Образовательный туризм вносит в жизнь взрослого человека событийность, что само по себе становится поучительным, давая повод для смены жизненных стереотипов. Обогащая впечатления, экскурсия может дать человеку эмоциональный заряд, пробуждая или углубляя интерес к явлениям, событиям, объектам или личностям, и тем самым послужить толчком к дальнейшему, самообразованию.

Самообразовательная деятельность, связанная с туризмом, включает ведение дневника путешествия, составление фотоальбомов, подготовку слайдо- и видеофильмов с последующей их демонстрацией. Каждая из этих форм требует рефлексии, интерпретации полученного опыта, эмоциональной ретроспективы, что стимулирует личностное развитие.

Задание для самоконтроля

В перечень российских объектов, внесенных в список Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, входят: исторический центр Санкт-Петербурга и относящиеся к нему группы памятников; Погост Кижи; Кремль и Красная площадь; исторические памятники Новгорода и окрестности; культурный и исторический ансамбль Соловецких островов; Белые памятники Владимира и Суздаля; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде; Церковь Вознесения в Коломенском; Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье; девственные леса Коми; озеро Байкал; вулканы Камчатки; Золотые горы Алтая; необычайная природа западного Кавказа.

Разработайте проект образовательно-туристской программы по ознакомлению с одним из памятников (по выбору) для российских и иностранных туристов.

Рекомендуемая литература

Гебель П. Природное наследие человечества. — М., 1999.

Квартальной В. А., Романов А. А. Международный туризм: Политика развития. - М., 1998.

Котлер Ф., БоуэнДж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Под ред. проф. Р. Б. Ноздревой. — М., 1998.

Мерникова Н. «...Для удовольствия соотчичей и чужестранцев» (из истории туризма) // Управление персоналом. — 2001. — № 2.

Соломин В. П., Финаров Д. П. и др. Всемирное культурное и природное наследие // География в школе. — 1999. — № 2.

Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. — М., 1997.

studfiles.net

Особенности образовательного туризма -

Особенности образовательного туризма

Образовательный туризм приобретает все большую популярность и является разновидностью туризма с целью получения образования за рубежом.

Основными составляющими образовательного туризма является школьные туры, экскурсионно-ознакомительные поездки, учебные поездки с целью изучения иностранного языка; учебные поездки на обучение без получения степени, учебные поездки на обучение с получением степени; научные и учебные стажировки; участие в семинарах, конференциях, конгрессах, мастер-классах. Образовательном туризма также присущи поездки в США и страны ЕС с целью получения бизнес-образования, участия в академических программах обмена.

Популярные страны для образовательного туризма

Следует отметить, что страны, которые пользуются спросом в образовательном туризма, имеют свою специализацию. США предлагает туристам большое количество возможностей в различных направлениях образования, включая программы стажировки. Одной из востребованных стран является Германия с большим количеством старинных университетов и стипендиальных программ DAAD для студентов, преподавателей, молодых ученых. В США и Европе существует большое количество фондов, которые предлагают стипендии по различным программам обучения. В большинстве случаев, такие стипендиальные программы поддерживают посольства и консульства иностранных государств.

Все большую популярность приобретают программы обучения в Китае и Японии. Некоторые университеты Китая предлагают стипендии университета совместно со стипендией мэра (например, стипендия Чунцинського педагогического университета совместно с мэром Чунцин), а университеты Японии предлагают стипендии на языковые стажировки (Университет Сайтама, г. Токио). Среди художников пользуется спросом Испания.

Италия привлекает большим количеством гуманитарных дисциплин. Швейцария предлагает лучшие школы гостинично-ресторанного бизнеса. Мальта предлагает качественные и относительно недорогие языковые курсы, которые не уступают аналогичным курсам в Лондоне. Также, стоит отметить программу Work and Travel, которая сегодня популярна в нашей стране. Это отличная возможность изучать английский язык и официально работать по студенческой визе в США, Германии, Франции или Греции.

Популярностью пользуются высшие учебные заведения Польши, где образование качественная и относительно дешевая и не на много превышает оплату вузов на контрактной основе. Разница в том, что дипломы не всегда воспринимаются работодателями, а соседи дают дипломы международного образца и открывает выпускникам больше перспектив. Чехия приобретает свою популярность предлагая бесплатное обучение в случае знание чешского языка.

образовательный туризм

Согласно отчету ЮНЕСКО наибольшее количество студентов, учащихся за рубежом — в Российской Федерации. На втором месте по потоку студентов — Германия, на третьем — Польша, на четвертом — США, на пятом — Франция.

Образовательные агентства помогут в изучении языков

Популярность приобретают курсы по изучению иностранных языков за рубежом или посещение летних школ, которые имеют свои особенности. Up-market — самые дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах. Такие школы тщательно соблюдают баланс национальностей. Образовательные агентства и туристические компании с такими школами, как правило, не работают — оплата за обучение выше среднего, и в результате этого, спрос на такие школы не высок.

Middle-market — средний ценовой диапазон: от английских учебных заведений к обучению в «народных школах» стран Европы. Low-market — относительно дешевые программы. В этом сегменте нужно быть особенно осторожным: образовательные агентства и туристические компании иногда предлагают школы, не имеющие аккредитации в международных организациях.

Итак, несмотря на растущую популярность образовательных возможностей, следует проанализировать предложение на рынке и решить, по какой образовательной программе стоит ехать: выбрать стипендиальные программы или сразу поступить в зарубежный университет. Следует заметить, что обучение в школе или в университете за рубежом требует тщательного планирования в соответствии с тем, как видит свое будущее студент, в какой институт собирается вступать, где работать.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

voyagespb.ru

Образовательный туризм Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

УДК 338.48-6:37

СИ. Селиванова ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития образовательного туризма. Даны современные понятия образовательных путешествий. Рассмотрены основные направления образовательных туров. Систематизированы основные компоненты и признаки образовательного туризма. Составлены основные виды образовательного туризма. Дано определение познавательного туризма. Прослежена связь образовательного и познавательного туров. Приведены доводы о первостепенной пользе образовательного туризма для человека. Выявлена возможность развития общества посредством туризма.

Ключевые слова: образовательный туризм, образование за границей, мотивация к путешествиям, цели образовательного туризма, виды и направления образовательный туров, неформальный вид образования, познавательный туризм, виды познавательного туризма.

Svetlana Selivanova EDUCATIONAL TOURISM

Annotation. The arguments proving the necessity of educational tourism development are presented. The modern notions of educational tourism are given. The primary directions of educational tourism are considered. fundamental components and educational tourism indications are systematized. The main kinds of educational tourism are compiled. The definition of cognitive tourism is given. The connection of educational and cognitive tours is tracked. The reasons for paramount benefit of educational tourism for person are represented. The possibility for society development by means of tourism is revealed.

Keywords: educational tourism, education abroad, motivation to travel, educational tourism aims, kinds and directions of educational tours, unformal type of education, cognitive tourism, kinds of cognitive tourism.

Невозможно представить человечество без путешествий. В современном мире преобладают путешествия с образовательным уклоном. В настоящее время через сознание человека проходит огромный поток разнообразных знаний. От пресыщения различным информационным потоком индивид устает, не успевая структурировать приобретенные знания, перестает воспринимать новую информацию. Полученные знания постепенно забываются и теряются. Вопреки этому знания, полученные в процессе путешествий, практически навсегда остаются в нашей памяти. Это связанно с тем, что положительные эмоции заставляют человека переживать данный период снова и снова. Таким образом, образовательные путешествия могут стимулировать общество к дальнейшему развитию. Образовательный туризм - это путешествия с целью получения современных знаний в различных сферах жизнедеятельности человека.

Туристический сектор в наши дни стал одним из самых популярных видов услуг. Возможность совершенствоваться, получать образование за границей, познавать мир - сделали туризм одним из неформальных видов образования [1]. Под образовательным туризмом понимаются туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов [2]. Данный вид туризма способствует формированию образовательной мобильности, навыков самообразования. Сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства [3].

Благодаря образовательному туризму человек сможет получить новые знания и полезный опыт. В зависимости от поставленных целей - получить диплом или повысить квалификацию. Познакомиться с местом пребывания, осмотреть достопримечательности, узнать обычаи и культуру местного населения. Образовательные туры позволят людям более почтительно относиться друг к другу, уважать и ценить все страны. Также образовательный туризм рассматривается как вид туризма,

© Селиванова С.И., 2014

основанный на туристическом спросе, связанном с туристическими потребностями в быстром и продуктивном обучении в различных сферах, в познании других государств и получении необходимых знаний для развития личности.

Поступки современного человека строго промотированы желаниями достичь чего-либо в жизни. Каждый индивид стремится расширить свои знания по интересующей его теме. Для подростка и людей юношеского возраста (от 12 до 21 года) мотивом образовательных путешествий может стать желание найти друзей. Для людей зрелого возраста (от 22 до 55 лет) - обновить свои знания в интересующих индивида сферах, получить новые знания о неизвестных продуктах и услугах, совершенствоваться в нужных областях. В преклонном возрасте (от 55 лет) мотивом может послужить как и обновление полученных ранее знаний, так и желание общаться, заводить новых друзей, путешествовать.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей общества [5, с. 398]. Туризм выступает как вспомогательное средство к достижению цели, поставленной человеком. В образовательных путешествиях каждый индивид может удовлетворить собственные предпочтения.

Ю.А. Матюхина предлагает следующие направления образовательного туризма [4, с. 176]:

1) языковые центры - наиболее массовое направление образовательного туризма. В данных центрах ведется обучение иностранным языкам. Программы рассчитаны на любой возраст;

2) стажировка за рубежом - предусмотрены программы с различными направлениями, стажировки доступны круглый год;

3) детские каникулярные - программы рассчитаны на школьников и студентов, которые хотят с пользой провести зимние и летние каникулы. Обучение проводится в школах, колледжах, при университетах;

4) дополнительное образование - повышение квалификации, краткосрочные курсы для различных возрастов с различной степенью подготовки;

5) высшее образование - получение образования в университетах. Также разработаны специальные программы в различных областях для студенческого обмена;

6) подготовка в университет - обучение проводится при учебном заведении, в которое планирует поступать абитуриент. При некоторых учебных заведениях созданы специальные школы, в которых ведется подготовка к поступлению в конкретный университет.

Главной целью образовательного туризма является получение знаний и удовольствия от отдыха. Вспомогательными целями могут выступать деловые контакты, получение новых впечатлений, приятных знакомств, желание познакомиться с культурными ценностями принимающей стороны и др.

Образовательный туризм требует высокопрофессионального подхода, поскольку данный вид туризма включает в себя организацию образовательных путешествий для всех возрастных групп. В связи с этим для детей организовано проживание в семьях местных жителей, что позволяет контролировать ребенка, если он путешествует один. Для других возрастных групп существуют различные гостиницы, отели, резиденции и другие места проживания. По желанию туриста размещение может быть предоставлено и в семье.

Образовательный туризм в наши дни в основном проходит в рамках культурного обмена. Использование образовательных туров проходит либо в маленьких группах, либо в индивидуальном порядке. Образовательный туризм направлен на: становление и развитие личности;

- обмен информацией;

развитие международных связей;

- углубление знаний о стране пребывания.

Образовательный туризм - один из наиболее популярных видов путешествий. Данный сегмент туристического рынка наиболее востребован за границей. В особенности на островных государствах, поскольку дает возможность приносить хорошую прибыль и обеспечивать местное население работой.

Как отмечает большое количество исследователей, понятие «образовательный туризм» долгое время имело достаточно размытые границы. Познавательные и образовательные путешествия представляли как один общий вид туризма. Граница существующих различий стиралась, и только в начале XXI в. было дано четкое разделение понятий образовательного и познавательного туризма.

Образовательный туризм - это путешествия с целью углубить знания в интересующих индивида сферах, с возможностью получить диплом, сертификат или иной документ, удостоверяющий подлинность полученной квалификации. Также хотелось бы отметить, что это высоко мотивированное путешествие. Для многих людей образование является достаточно сложной проблемой. Но благодаря образовательному туризму можно легко и быстро усвоить необходимые знания по различным предметам.

Образовательный туризм определяется как «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» [7]. В настоящее время образовательный туризм представляет достаточно перспективный и быстро развивающийся сегмент туристского рынка. Выделяются следующие виды образовательного туризма:

- ориентированный на изучение иностранных языков;

- ориентированный на обучение различных видов спорта;

- профессиональное обучение.

Языково-обучающий вид образовательного туризма нацелен на улучшение знаний в области иностранных языков. Возможность получения диплома или языкового сертификата привлекает людей различного возраста. Благодаря интенсивным занятиям, совмещенным с отдыхом и экскурсиями, уровень языковых знаний заметно увеличивается.

Спортивно-обучающий вид образовательного туризма подразумевает стремление человека овладеть определенным видом спорта. Среди них - обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовому, парусному спорту, подводному плаванию, водным лыжам и др.

Профессиональное обучение. В данный вид туризма входит множество программ: академический год за рубежом, бизнес-образование, повышение квалификации, «Work & Study» - работа и учеба, и др. Получение подобного образования повышает ценность человека как профессионала на рынке труда.

Выделяются следующие признаки образовательного туризма:

1) любое путешествие, в течение которого путешественник обучается в какой-либо сфере;

2) путешествие, в котором образование является главной ценностью;

3) доходы от образовательного туризма идут на поддержание экономики станы;

4) благодаря развитию образовательного туризма появляются новые рабочие места;

5) образовательный туризм является вспомогательным средством для развития общества.

Можно также выделить четыре основных компонента образовательного туризма:

1) «получение образования» - т.е. путешествие предполагает наличие образовательных центров, получение туристами новых знаний и навыков;

2) «активных отдых» подразумевает, что путешествие построено таким образом, чтобы человек не был перегружен обучением и смог совместить отдых и обучение.

3) «уважение интересов местных жителей» - не только соблюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в социально-экономическое развитие туристических дестинаций.

4) «поддержка местного населения» - для большинства островных государств образовательный туризм является практически основным источником дохода местных жителей. Ярким примером является остров Мальта.

Возрастных ограничений для занятий образовательным туризмом нет. Существует деление на возрастные группы. Заниматься образовательным туризмом можно с дошкольного возраста и до пожилого возраста. Как сказал Сенека, век живи - век учись. Для каждой категории разработаны определенные программы, с помощью которых обучающиеся смогут поднять свой уровень знаний.

Градация в образовательном туризме, ориентированном на изучение иностранных языков, следующая (на примере английского языка):

- Beginner - данный уровень подходит для тех, кто еще никогда не изучал языка;

- Elementary - этот уровень позволит вам элементарно объясняться;

- Pre Intermediate - настоящий уровень позволит четко разговаривать с окружающими;

- Intermediate - возможность общаться с носителем языка;

- Upper Intermediate - на данном этапе обучения вы сможете работать или обучаться за границей;

- Advanced - предусматривает владение языком на ровне с родным.

При необходимости определения уровня владения языком при образовательных путешествиях проводятся специализированные тесты на выявление языкового уровня. В связи с тем, что знания у различных возрастных категорий различные, созданы специальные группы для среднего и более старшего возраста с начинающего уровня. Для профессионального обучения тоже существует градация, но она менее разделена, чем в языковых турах. Для данного вида туризма есть возрастные ограничения: обучающийся не может быть моложе 14 лет, и для различных стран существует своя градация знания языка. Все зависит от выбора учебного заведения. В колледже можно получить образование со средним знанием иностранного языка, тогда как в университете необходимо знать язык наравне с носителями для успешной сдачи экзаменов и получения диплома. Существуют также курсы повышения квалификации, где требование по знанию иностранного языка немного ниже среднего.

И последний вид образовательного туризма - ориентированный на обучение различных видов спорта. Спортивный образовательный туризм тоже делится на различные уровни. В спортивно-туристической подготовке исследователи выделяют следующие этапы:

- ознакомительный и начальный этап подготовки;

- базовый этап подготовки;

- этап спортивного совершенствования;

- этап спортивного мастерства и поддержания достигнутого уровня мастерства.

Для различных спортивных видов существуют разные градации.

Образовательный туризм положительно воздействует на людей. Он восстанавливает трудоспособность человека, помогает в дружественной атмосфере получить образование, помогает рационально использовать свободное время, создает новые рабочие места, повышает уровень жизни местного населения, способствует международному общению и др.

Познавательный туризм - туристические поездки с целью посещения каких-либо регионов, местностей, культурных центров и др. для ознакомления с научными достижениями, памятниками природы, истории, культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области культуры, промышленного производства, строительства и т.д. Познавательный туризм влияет на интеллектуальное и творческое развитие личности в процессе ее

ознакомления с культурными ценностями, созданными человечеством за период его существования.

Методологическую основу классификации видов познавательного туризма составляют данные о видах и типах объектов культурных ценностей и культурного наследия, представленные в Конвенции о культурных ценностях, определенных ЮНЕСКО.

На основе этих данных выделяют следующие виды познавательного туризма.

1. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с культурными ценностями, которые рассматриваются каждым государством как имеющие значение для культурного наследия человечества. К данному виду можно отнести: памятники архитектуры, искусства; произведения искусства, рукописи, книги; а также музеи, библиотеки и хранилища.

2. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с движимыми культурными ценностями, рассматриваемые государством как имеющие значения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства, науки. Под «движимыми культурными ценностями» подразумеваются все движимые культурные ценности, которые являются выражением или свидетельством творчества человека или эволюции природы и которые имеют ценность с археологической, исторической, художественной, научной и технической точек зрения.

3. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с культурным наследием, созданным гражданами, в том числе иностранными гражданами или лицами без гражданства в период проживания их на территории этого государства, или приобретенными ценностями.

4. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с культурным и природным наследием.

5. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление с подводным культурным наследием.

6. Познавательный туризм, ориентированный на участие в археологических раскопках путем систематического обследования поверхности или же путем обследования дна или подпочвенных слоев внутренних или территориальных вод того или иного государства.

7. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление и изучение процессов, сохраняющих красоту и характер пейзажей и местностей, созданных как природой, так и трудом человека, представляющих культурный или эстетический интерес или же являющихся примерами характерной естественной среды.

8. Познавательный туризм, ориентированный на изучение условий сохранения исторических и традиционных ансамблей.

9. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление и изучение движущихся изображений. Включая кинематографические произведения, телевизионные произведения, видеографические произведения.

10. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление и изучение деятельности культурных учреждений, под которыми подразумевается любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа.

11. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление, изучение, участие в деятельности различных структур, осуществляющих массовые мероприятия в сфере мирового научного наследия, выраженные в формах различных систем информирования: съезды, симпозиумы, конференции и др.

12. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление и изучение современных форм изобразительного искусства, изобразительного искусства древних культур и изобразительного искусства примитивистов: Гогена, Руссо и др.

Познавательный туризм ориентирован на созидание, наблюдение, изучение любых культур-

ных ценностей и любых форм культурного наследия, которые каждое государство считает национальным достоянием и которые пока не внесены им в реестр мирового наследия [6].

Таким образом, видно, что образовательный туризм и познавательный туризм - два достаточно разных понятия. И первостепенным в современном обществе должен выступать образовательный туризм, так как знания, полученные после обучающих туров, необходимы для успешной жизни, карьерного роста и будущего, а познавательный туризм является дополнением в саморазвитии личности. Образовательный туризм является моральной и интеллектуальной основой для международного взаимопонимания и сотрудничества.

Библиографический список

1. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 200 с.

2. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М., 2003. - С. 267.

3. Колесникова И.А. Основы андрагогики / И.А. Колесникова. - М., 2003. - С. 159-160.

4. Матюхина Ю.А. Организация туристической индустрии: учеб. пособ. / Ю.А. Матюхина. - М., 2012.

5. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон [и др.]. - 2-е изд. - М.: Дело, 2004. - 800 с.

6. Старовойтенко О.А. Теория туризма / О.А. Старовойтенко. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. -800 с. - (Культура и туризм).

7. Классификация, виды и формы туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vfmgiu-tourism.ru ( дата обращения 06.06.2014).

cyberleninka.ru

Какие есть виды образовательного туризма

Что представляет собой и каким бывает образовательный туризм? Образовательный (или обучающий) туризм — достаточно распространенное направление туристического рынка, так как совмещает в себе две возможности — отдых и образование. 

По видам образовательный туризм делится на следующие группы:

1. Языковой туризм. Самая распространенная ветвь в обучающем туризме, так как охватывает практически все возрастные категории. Есть возможность подобрать курс, как для взрослого человека, так и для детей с пяти лет. Хотя, чаще заказывают подобные туры для школьников среднего и старшего звена для обеспечения усвоения необходимого языка. Именно в атмосфере развлечений снимается большинство языковых барьеров и препятствий, что способствует более быстрому включению в языковую среду, тем более, в детском возрасте. Вторую по значимости и численности группу в языковом туризме составляют студенты, которые так же изучают иностранные языки для последующей профессиональной деятельности, как на родине, так и за границей. И всего 10% туристов в этой области представлены взрослыми. В основном, это бизнесмены и предприниматели, которые изучают язык для профессионального роста и из необходимости вести переговоры с иностранными партнерами.

Наиболее популярными для языкового туризма являются страны Европы и США, так как именно здесь говорят на более распространенных в мире наречиях. Курс обучения подбирается по предпочтениям заказчика.

Наиболее популярным направлением продолжает оставаться образовательные путешествия в англоговорящие государства. На втором месте — страны, говорящие на немецком языке. Третье делят Италия и Испания. Далее по градации следует Франция, Португалия. Реже, но все же встречаются заказы на туры в Китай, Японию и Индию. Длительность образовательного тура составляет примерно две — три недели.

Отдыхать и заниматься изучение языка можно как индивидуально, так и группой. Наиболее распространен групповой курс. Обучающая программа предполагают как обучение в специально оборудованных кабинетах (до обеда), так и живое общение во время отдыха, экскурсий, активного отдыха. Записаться можно в класс, как для начинающих, так и продвинутых обучающихся. Выбрать можно и интенсивную программу до тридцати часов занятий.

Чтобы не отрывать школьников или студентов от привычной среды, часто организуют языковые туры в детские лагеря отдыха, колледжи и школы. Во время общения со своими иностранными сверстниками изучение разговорного языка происходит гораздо более успешно и быстро, чем в аудиторных занятиях, что очень нравиться детям.

Для взрослых, как было сказано выше, чаще организуются бизнес-туры, заказанные предприятием или компанией, в которой работает турист. Можно поехать одному или семьей. Чаще всего взрослыми выбираются курсы «усиленного» изучения языка, дополненные обширной культурной программой.

Неоспоримый плюс такого вида образовательного туризма — это полностью индивидуальный подход в обучении языку. Курс для каждого конкретного человека, отправляющегося в языковой тур, подбирается строго индивидуально и учитывает как степень знания языка, возраст туриста, так и уровень его образования.

В стоимость тура входят как разнообразные методические материалы, карты и пособия для обучения, так и билеты до страны отдыха, размещение в гостинице (или лагерях, туристических базах, жилье при колледжах). Наиболее подходящий вариант для языкового туриста — это проживание на время тура в семье местного жителя, согласившегося на такой прием. Этот вариант имеет множество преимуществ над другими: стоимость гораздо ниже, чем оплата гостиницы или квартиры, принудительная разговорная практика, которая имеет продолжение и после занятий, непосредственное изучение культуры и семейных традиций, безопасность (особенно для туристов — школьников). Безопасность обеспечивается постоянным контролем специальных агентов от туристической фирмы, которые очень скрупулезно подбирают семью, с которой заключают контракт на обязательство приема туристов. Когда в тур отправляют ребенка, подбирают, обычно, семью, которая уже давно и с положительной стороны зарекомендовала себя.

2. Спортивный туризм. Главной задачей спорт-туризма стоят тренировки, обучение и опыт в том виде спорта, который выбран в качестве основного. Обучающий курс состоит из времени непосредственной практики под контролем опытных тренеров. Обычно, обучения ставят в первую половину дня, при этом обязательно равномерно распределять нагрузку. Послеобеденный период отводится на развлечения, отдых, и т.д.

3. Профессиональное обучение. Туры, основанные на организации профессионального обучения, достаточно обширны по своей программе. Обучиться за границей какой-либо профессии, перенять опыт, повысить квалификацию, все это возможно в рамках профессионального обучения за границей. Такие туры могут быть длительнее по времени, чем все остальные, а насыщенность образовательной программы гораздо более плотной.

turism.ws

Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса

Издавна сложившаяся система взаимоотношений преподавателей и студентов, когда преподаватель, являясь «носителем» знаний, выступает в роли «субъекта образовательного процесса», а студенты только «воспринимают» передаваемую информацию, заняв пассивную позицию — достаточно устарела в условиях современной педагогики.

Новая система подразумевает, что обе стороны образовательного процесса должны быть активными его «субъектами», исключив из процесса обучения «пересказ» учебников и «изложение» известных положений в науке.

Но, к сожалению, в большинстве случаев обучение в вузе сводится именно к этому. В такой ситуации, прежде всего, страдают студенты, не только не получающие базовых знаний о методах научного познания (отправной точки для дальнейшего изучения любой науки), но и лишенные той активной позиции, которую должны занимать в образовательном процессе, поскольку изначально формируется лишь пассивная позиция. Студенты совершенно уверенны в том, что преподаватель «обязан» им все пересказывать и разжевывать. Поэтому сами студенты (по возможности с заинтересованными преподавателями) вынуждены как-то вырываться из замкнутого круга и повышать в себе степень самостоятельности и ответственности за свою учебную деятельность. [9]

Современное общество все больше и больше нуждается в нестандартно мыслящих креативных специалистах. Поэтому в наши дни основу высшего образования должны составлять не столько учебные дисциплины, сколько разнообразные способы мышления и деятельности студентов. Это обуславливает применение в учебном процессе подходов, направленных на развитие самостоятельности, организованности, умения творчески решать поставленные задачи, умения оценивать и анализировать сложившиеся ситуации, умения адаптироваться в ускоренном режиме к любым изменениям в производстве или обществе. Именно от содержания и методики обучения во многом зависит приобретение подобных навыков студентами — будущими специалистами.

В последнее время ведется активный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. Таким образом, основная задача качественно новой системы образования заключается в том, чтобы вызвать у студентов устойчивый интерес к изучаемому предмету, стимулировать в них тягу к саморазвитию и самообразованию, привлечь к научным поискам. Студент, как будущий специалист, должен четко понимать и осознавать, каким образом он сможет применить свои социальные и профессиональные навыки в практической деятельности, а также научиться выявлять взаимосвязь между знаниями и ситуациями, и применять полученные в вузе знания адекватно решаемым проблемам. Именно инновационные методы и технологии в образовательном процессе смогут помочь в решении поставленных задач. [11,1,8]

По нашему мнению к одним из таких инновационных методов относится молодёжный образовательный туризм. Под образовательным туризмом понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Освоить различные дисциплины студентам могут помочь учебные образовательные поездки. Использование образовательного туризма является основой успешного формирования компетенций, определенных образовательными стандартами подготовки специалистов по таким направлениям как, биология, экология, география, история, лингвистика, физическая культура. [7]

Сама по себе идея образовательного туризма не нова. История научно-познавательных и образовательных путешествий берет свое начало с древнейших времен. В России традиция образовательных путешествий зародилась еще во времена Петра Великого и была продолжена в последующем. Выпускники элитных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. [10] Как правило, это были претенденты на службу государственного масштаба — научную или дипломатическую, военную или управленческую.

Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только с обучением в колледже за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в принимающей семье. А ведь образовательный туризм, как инновационный метод образовательного процесса предполагает формирование у студентов умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам. Это путешествия не только в пространстве — в другие страны, но и во времени — к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура.

Например, вот как авторы Ковалева Т. М. и Рыбалкина Н. В. представляют образовательный туризм в образовательном процессе: «Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия — не просто географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на вопрос — индивидуально значимый для каждого, отправляющегося в путешествие. Каждый участник строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться, и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии.

В самом путешествии вооруженные новым знанием участники вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи — делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям, а не остаться только лишь достоянием личных впечатлений. Каждый этап в образовательном путешествии сопровождается тьютором (преподавателем-наставником). Вместе со студентом он углубляет его интерес, обращаясь за помощью к различным источникам и архивам культуры. Тьютор изучает стиль образовательного действия каждого студента, и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом, первоначально разрозненные интересы участников образовательного путешествия собираются, как кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции». [3]

В свою очередь автор Погодина В. Л. написала и защитила докторскую диссертацию по теме «Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии», где она указывает, что «в программах вузовской подготовки студентов в области географии, геологии, биологии, экологии, лесопользования и ряда других образовательный туризм предписан Государственными образовательными стандартами в качестве обязательной формы обучения. Так, в высшем географическом образовании учебные, так называемые полевые, практики проводятся обычно в форме образовательных туристских поездок. Эти практики представляют собой важное звено в организационной структуре обучения бакалавров и магистров. Основная цель полевых работ заключена в приобретении обучающимися умений и навыков исследования с последующим их использованием в процессе преподавания географии в школе. При правильной организации учебных поездок и ответственном отношении к ним студентов данная форма работы обеспечивает будущего учителя необходимыми компетенциями, которые ему будут необходимы в работе со школьниками. Школьный образовательный туризм позволяет учителю географии осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, научно-методическую и др.»

Таким образом, Погодина В. Л. подчеркивает, что образовательный туризм в рамках учебного процесса является обязательной и неотъемлемой его частью. И продолжает далее о важности туризма в образовании педагогов: «…образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм, имеющий глубокие традиции, в настоящий период представляет важное и перспективное направление международного культурного обмена. Ведущая роль в процессе развития образовательного туризма принадлежит специалистам в области образования. Педагогически правильно организованная туристско-образовательная деятельность студентов способствует становлению и развитию профессионально значимых компетенций учителей географии. Интеграция в содержании географической, туристской и методической программных составляющих студентов способствует качественной подготовке организаторов образовательного туризма».

«Современные инновационные процессы в науке и образовании активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям, безусловно, относится образовательный туризм, который ныне возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса». Именно так Погодина В. Л. в своей научной работе определяет актуальность образовательного туризма в обучении студентов. [6]

Даже если преподаватель обладает невероятным даром педагогического мастерства, он не в состоянии передать той информации и наиценнейшего опыта, который студенты приобретают за время своего образовательного тура. Например, тур страноведческой направленности, не только знакомит с культурным наследием страны, но напрямую сталкивает его участников с реальностью повседневной жизни, в частности жизни в Англии. Никакие рассказы или фильмы не заменят личного впечатления от этой страны, где, например, традиционное чаепитие «5 o’clock» начинается на самом деле в 4 часа дня, а самая популярная еда в Англии — это жареная рыба с картошкой. Но самое главное в такой поездке — это постоянное столкновение с поликультурной жизнью, где водители автобусов очень часто представители польской диаспоры, портье в отелях — пакистанской, а в справочной метрополитена — темнокожие выходцы из африканских стран. И такие явления толерантности английского общества встречаются буквально повсюду. Тем самым, образовательный туризм продолжает одну из традиций отечественного образования, которому были присущи поликультурность и многоконфессиональность. Сегодня культурная грамотность продолжает оставаться одной из главных для образования, но «книжного» знания истории культуры той или иной страны становится недостаточно, необходима «личная встреча» с этой культурой. [4]

Трудно переоценить роль образовательного туризма в изучении иностранного языка. Появляется все больше и больше студентов, желающих получить углубленные языковые знания в Германии, Англии и других странах со старыми университетскими традициями. Большой популярностью также пользуются летние молодежные лагеря и учебные центры, которые предлагают студентам изучить не только иностранный язык, но и освоить различные популярные профессии (например, дизайнера). Студентов приглашают на обучение по различным образовательным программам, в том числе наиболее распространенный и востребованный проект «Образовательное приключение». Кроме необходимого образовательного уровня, студенты при этом набирают опыт международного общения. С наличием подобной языковой практики в среде носителей изучаемого языка у студентов появляется дополнительное преимущество при получении интересной престижной работы, как в России, так и за рубежом.

Помимо этого, желающие могут сочетать языковую школу со спортивным туризмом или изучать иностранный язык, параллельно приобретая новую специальность. Спортивно-обучающие туры позволяют проводить занятия выбранным видом спорта на высоком профессиональном уровне. Разумеется, и при спортивно-обучающих формах туризма сюда могут быть включены языковые курсы и обязательно — культурные программы.

Профессионально-обучающие туры предлагают освоение престижных и модных профессий, а также повышение квалификации в уже имеющемся образовании, т. е. участие в интересных профессиональных стажировках. Участникам этих туров подбирается соответствующее профильное предприятие или организация. [2,5]

Таким образом, рассмотрев роль образовательного туризма в учебном процессе, автор пришел к выводу, что в качестве инновационного метода образовательный туризм концентрирует, а зачастую и пробуждает познавательную активность студентов, побуждает их к самостоятельной творческой работе, инициативности, прививает умения и навыки самообразования и т. д. Тем самым обеспечивая качественную подготовку специалистов, способных к эффективной социальной самореализации.

 

Литература:

 

1.      Ефременко, Е. В. Формирование управленческих навыков студентов в процессе практического обучения [Эл. ресурс] / Режим доступа http://www.informio.ru/publications/id99/Formirovanie-upravlencheskih-navykov-studentov-v-processe-prakticheskogo-obuchenija (дата обращения: 10.06.2015)

2.      Изотова, М. А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме [Текст] / М. А. Изотова, Ю. А. Матюхина. — М.: Научная книга, 2006. — 136 с.

3.      Ковалева, Т. М. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Эл. ресурс] / Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65, свободный.

4.      Лаевская, Е. Д. Образовательный туризм и его роль в страноведческом образовании школьников [Текст] / Е. Д. Лаевская // Национальный проект «Образование». — 2011. — № 1. — С. 29.

5.      Образовательный туризм и его роль в обучении иностранным языкам [Эл. ресурс] / Режим доступа http://dreamvoyage.ru/publ/1–1-0–489, свободный.

6.      Погодина, В. Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. пед. наук (13.00.02) / Погодина Виктория Леонидовна; Российск. гос. пед. универ. им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2009. — 44 с.

7.      Погодина, В. Л. Особенности использования метода проектов в организации образовательного туризма [Текст] / В. Л. Погодина // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 11. — С. 58–61.

8.      Полякова И. Л. Формирование проблемно-ориентированных дисциплин в процессе подготовки специалистов в области туризма / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос.научн.-метод. конф.– Оренбург ООО ИПК «Университет». -2012. — с. 1285–1288.

9.      Пряжников, Н. С. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.

10.  Пяткова, С. Г. Организация образовательного туризма в России XIX-начала XX вв. [Текст] / С. Г. Пяткова // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 80–82.

11.  Трофименко, А. С. Инновационные методы обучения в высшем образовании [Эл. ресурс] / А. С. Трофименко. — Электронный журнал «Sci-article.ru». — 2014. — № 13 (сентябрь) — Режим доступа http://sci-article.ru/stat.php?i=1408380616 (дата обращения: 01.06.2015).

moluch.ru

Туризм в России - Образовательный туризм

Образовательный туризм

Образовательный туризм - туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением.

Сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

- учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;

- ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;

- научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;

- участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;

- экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.

В России формирование традиции образовательных путешествий связано с именем Петра I, посылавшего дворян в Европу на учебу.

Согласно последним данным, сейчас в России рынок образовательного туризма находится в зачаточном состоянии. Самый распространенный вид образовательного туризма -  это языковые программы. Курсы основных иностранных языков можно пройти в летних специализированных лагерях даже в Подмосковье. «Полезный отдых» в России - прерогатива молодых путешественников. Школьники и студенты составляют основную часть клиентов компаний, которые специализируются на образовательном туризме. И многие языковые туры комбинируют обучение с культурно-экскурсионной программой, с посещением пляжей, аквапарков и другими развлекательными составляющими. Популярны комбинированные предложения, позволяющие во время каникул приобрести языковые навыки и получить уроки верховой езды, бальных танцев, игры в гольф, теннис и т.д.  

В Москве планируется разработать специальную программу школьного образовательного туризма. Проект будет включать в себя поездки по культурно-историческим местам России, но при этом осуществляться туры будут в учебное время и в соответствии со школьной программой. Например, изучают дети творчество Л.Н.Толстого - едут в Ясную Поляну, проходят Курскую битву - собираются в Курск и т.д. Непременным условием программы должна стать регулярность этих поездок (не реже чем раз в четверть).

Детский образовательный отдых в России, в отличие от западных стран, практически отсутствует, а те немногие примеры, которые все-таки имеют место быть, относятся, скорее, к разряду исключений. Таким исключением можно назвать программу академика РАО А. Камнева по деятельно-экологическому образованию, которая позволяет на базе оздоровительных лагерей (среди которых - знаменитые "Кавказ", "Орленок", "Смена") обучать детей "взаимодействию с природой", погружаясь на морское дно, катаясь на байдарках и лошадях. Кроме того, программа, уже прошедшая серьезную проверку временем, включает в себя небольшой теоретический курс по занимательной экологии.

 

 

sokolov33.ru

Что такое educational tourism? | Educational Tourism

Благодаря форме поиска на сайте можно вводить интересующие вас запросы. Одним из них оказался запрос «что такое educational tourism», о чем сегодня и поговорим.

Что такое educational tourism?

Термин “educational tourism” в переводе на русский означает «образовательный туризм» – направление, представляющее собой некую смесь образования и туризма, где первый и второй аспекты неразрывно связаны друг с другом, позволяя не только путешествовать, но и активно принимать участие в изучении языка, освоении менталитета, познании культуры и традиций страны. Кроме того, сегодня образовательный туризм – это развивающееся направление, которое набирает обороты по всему миру.

Ученые отмечают, что образовательный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей туризма, которую довольно часто упускают из вида специалисты и маркетологи.

Какие еще названия имеет educational tourism?

Зачастую “educational tourism” имеет ряд других названий, например, “career enhancement” (карьерный рост), “job development” (создание рабочих мест) или “self-actualization experiences” (опыт самореализации).

Сегодня образовательный туризм представлен в совершенно разных формах, которые имеют общие черты. Главной остается идея о том, что путешествие – это, прежде всего, самореализация, релаксация, веселое обучение и образование для людей всех возрастов. И это лишь некоторые возможности образовательного туризма.

Образовательный туризм и с чем его едят

В более узком смысле “educational tourism” – это сочетание образовательного и культурного компонента во время путешествия. Например, можно купить пакетный тур в Турцию и пролежать неделю на пляже, не сделав ни шага в сторону хотя бы соседнего города или поселка (это не образовательный туризм).

Вторым вариантом отдыха может быть приобретение тура, каждый день которого самостоятельно распланирован. При этом вы общаетесь с местными жителями, пользуетесь общественным транспортом и заглядываете в отдаленные уголки. Основной целью путешествия является образовательный аспект. Иными словами, «что я узнал для себя нового, какие выводы я могу сделать».

Третьим вариантом может стать покупка образовательного тура, в рамки которого входят экскурсии. Зачастую это интенсивные языковые курсы, в перерывах между которыми можно активно путешествовать и познавать культуру страны. Среди наиболее популярных стран, предлагающих услуги образовательного туризма, выделяют Мальту, Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, США, Канаду, Испанию, Францию и Германию.

В России и Украине понятие «образовательного туризма» пока еще недостаточно развито, а ведь такой подход к системе образования мог бы решить сразу несколько проблем, например, помочь студентам прочувствовать эмоциональную составляющую, которая так присуща образовательному туризму.

Основные направления образовательного туризма

• школьные программы;
• обучение заграницей;
• семинары, стажировки и программы обмена;
• образовательные круизы.

В одной из предыдущих статей можно узнать больше о видах современного туризма.

Что нужно для развития образовательного туризма?

  1. Расширять образовательную отрасль в рамках туризма, сотрудничая со школами и университетами.
  2. Искать местных жителей, желающих обучать других. В результате такой работы смогут выиграть и те, кто преподают, зарабатывая дополнительные деньги, и те, кто обучаются.
  3. Находиться в постоянной связи с людьми, планирующими образовательные конференции, мастер-классы и семинары в вашем городе, при этом у вас появится дополнительный опыт проведения такого рода мероприятий, а также возможность карьерного роста.
  4. Вести себя с людьми должным образом (вежливо, уважительно, толерантно). Это касается экскурсоводов, а также людей, напрямую связанных с туристическим бизнесом. Им нужно уяснить, что туристы платят деньги за хорошее обслуживание.
  5. Создавать региональные туристические исследовательские группы. Одним из лучших способов продвижения образовательного туризма является самостоятельное в нем участие. Обозначьте тему, в которой разбираетесь, свяжитесь с отелями и фирмами, сообщив им о том, что вы предлагаете новые услуги в сфере обслуживания, и тогда, возможно, вы станете одним из тех, кто начинает новое дело.

Узнать больше о том, что представляет собой индустрия туризма за рубежом можно здесь. Надеемся, что данная статья помогла ответить на ваши вопросы. Если это так, делитесь информацией с друзьями и знакомыми, и оставляйте комментарии.

www.edutur.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *