Университет в философии это – УНИВЕРСИТЕТ — это… Что такое УНИВЕРСИТЕТ?

Содержание

УНИВЕРСИТЕТ - это... Что такое УНИВЕРСИТЕТ?

  • Университет —       (ЛГУ) (Университетская набережная, 7/9), один из крупнейших отечественных вузов, один из центров науки и культуры России и СССР. Основан в 1819 на базе Главного педагогического института (по мнению ряда ленинградских учёных, ведёт историю… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • УНИВЕРСИТЕТ — (нем. Universitat, от лат. universitas общество, корпорация, собрание). Высшее образовательное заведение по всем отраслям наук. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УНИВЕРСИТЕТ высшее учебное заведение,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • УНИВЕРСИТЕТ — (от лат. universitas совокупность) высшее учебон научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет …   Большой Энциклопедический словарь

  • университет — ситет, альма матер, заведение, учреждение Словарь русских синонимов. университет сущ., кол во синонимов: 14 • альма матер (2) • …   Словарь синонимов

  • Университет — (нем. Universitat, от лат. universitas (universitatis) – совокупность) 1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания; …   Энциклопедия культурологии

  • УНИВЕРСИТЕТ — (от лат. universitas – совокупность). Высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому кругу специальностей. Является ведущим научным и методическим центром… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • УНИВЕРСИТЕТ — (от латинского universitas совокупность, общность), высшее учебное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно исследовательскую работу. Многие современные …   Современная энциклопедия

  • УНИВЕРСИТЕТ — УНИВЕРСИТЕТ, университета, муж. (от лат. universitas совокупность). Высшее учебное заведение с факультетами по различным, обычно не техническим, специальностям. Исторический факультет университета. Ректор университета. Толковый словарь Ушакова. Д …   Толковый словарь Ушакова

  • УНИВЕРСИТЕТ — УНИВЕРСИТЕТ, а, муж. 1. Высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение с различными естественно математическими и гуманитарными отделениями (факультетами). Московский у. Университетов не кончал кто н. (мало учился, мало образован;… …   Толковый словарь Ожегова

  • УНИВЕРСИТЕТ — муж., лат. высшая школа, учебное заведенье первой степени, по всем отраслям науки. тетский совет кафедра, профессорство. Универсальный, общий, всеобщий, вселенский. Универсал, грамота малороссийского гетмана. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… …   Толковый словарь Даля

  • dic.academic.ru

    УНИВЕРСИТЕТЫ это что такое УНИВЕРСИТЕТЫ: определение — Педагогика.НЭС

    УНИВЕРСИТЕТЫ

    здесь: университеты и институты Российской Федерации, осуществляющие подготовку по психолого-педагогическим специальностям: - Адыгейский государственный университет, - Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, - Алтайский государственный технический университет, - Алтайский государственный университет, - Альметьевский муниципальный университет, - Амурский государственный университет, - Архангельский государственный технический университет, - Башкирский государственный университет, - Белгородский государственный университет, - Братский государственный технический университет, - Брянский государственный технический университет, - Бурятский государственный университет, - Великолукский государственный институт физической культуры, - Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, - Владимирский государственный университет, - Волгоградская академия государственной службы, - Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, - Волгоградский государственный университет, - Волжский государственный инженерно-педагогический институт, - Воронежский государственный университет, - Восточно-Сибирский государственный технологический университет, - Всероссийская государственная налоговая академия, - Горно-Алтайский государственный университет, - Государственная академия славянской культуры, - Государственный университет гуманитарных наук, - Дагестанский государственный университет, - Дальневосточная академия государственной службы, - Дальневосточная государственная морская академия, - Дальневосточный государственный технический университет, - Дальневосточный государственный университет, - Дальневосточный государственный университет путей сообщения, - Донской государственный технический университет, - Ивановский государственный университет, - Ингушский государственный университет, - Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, - Иркутская государственная экономическая академия, - Иркутский государственный лингвистический университет, - Иркутский государственный технический университет, - Иркутский государственный университет, - Кабардино-Балкарский государственный университет, - Казанский государственный медицинский университет, - Казанский государственный технический университет, - Казанский государственный технологический университет, - Казанский государственный университет, - Калининградский государственный университет, - Калмыцкий государственный университет, - Кемеровская государственная академия культуры и искусств, - Кемеровский государственный университет, - Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, - Костромской государственный университет, - Краснодарская государственная академия культуры, - Красноярская государственная архитектурно-строительная академия, - Красноярский государственный аграрный университет, - Красноярский государственный технический университет, - Красноярский государственный университет, - Крестьянский государственный университет, - Кубанская государственная академия физической культуры, - Кубанский государственный технологический университет, - Кубанский государственный университет, - Курганский государственный университет, - Ленинградский государственный областной университет, - Липецкий государственный технический университет, - Магнитогорский государственный университет, - Марийский государственный технический университет, - Марийский государственный университет, - Мордовский государственный университет, - Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии, - Московская государственная геологоразведочная академия, - Московская государственная технологическая академия, - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева, - Московский государственный агроинженерный университет, - Московский государственный институт стали и сплавов (Технологический университет), - Московский государственный лингвистический университет, - Московский государственный социальный университет, - Московский государственный университет дизайна и технологии, - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, - Московский государственный университет леса, - Московский государственный университет путей сообщения, - Московский государственный университет сервиса, - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, - Мурманский государственный технический университет, - Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, - Нижегородский государственный лингвистический университет, - Нижегородский государственный университет, - Новгородский государственный университет, - Новосибирский государственный аграрный университет, - Новосибирский государственный технический университет, - Новосибирский государственный университет, - Новочеркасская государственная мелиоративная академия, - Омский государственный аграрный университет, - Омский государственный технический университет, - Омский государственный университет, - Оренбургский государственный аграрный университет, - Оренбургский государственный университет, - Орловский государственный университет, - Пермский государственный технический университет, - Пермский государственный университет, - Петербургский государственный университет путей сообщения, - Петрозаводский государственный университет, - Поморский государственный университет, - Пятигорский государственный лингвистический университет, - Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, - Российская государственная академия труда и занятости, - Российский государственный гуманитарный университет, - Российский университет дружбы народов, - Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, - Ростовский государственный университет, - Ростовский государственный университет путей сообщения, - Рязанская государственная радиотехническая академия, - Рязанский институт права и экономики, - Самарская государственная сельскохозяйственная академия, - Самарский государственный медицинский университет, - Самарский государственный технический университет, - Самарский государственный университет, - Самарский муниципальный институт управления, - Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, - Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики, - Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (Технический университет), - Санкт-Петербургский государственный университет, - Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, - Саратовский государственный аграрный университет, - Саратовский государственный социально-экономический университет, - Саратовский государственный технический университет, - Саратовский государственный университет, - Сахалинский государственный университет, - Северный международный университет, - Северо-Западная академия государственной службы, - Северо-Кавказский государственный технический университет, - Северо-Осетинский государственный университет, - Сибирская государственная академия физической культуры, - Сибирский государственный индустриальный университет, - Сибирский государственный технологический университет, - Сибирский государственный университет путей сообщения, - Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, - Ставропольский государственный университет, - Сургутский государственный университет, - Сыктывкарский государственный университет, - Таганрогский государственный радиотехнический университет, - Тамбовский государственный университет, - Татарский государственный гуманитарный институт, - Тверской государственный технический университет, - Тверской государственный университет, - Томский государственный университет, - Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, - Томский политехнический университет, - Тульский государственный университет, - Тывинский государственный университет, - Тюменский государственный нефтегазовый университет, - Тюменский государственный университет, - Удмуртский государственный университет, - Ульяновский государственный университет, - Уральская академия государственной службы, - Уральская государственная академия ветеринарной медицины, - Уральский государственный технический университет, - Уральский государственный университет, - Хабаровский государственный технический университет, - Хакасский государственный университет, - Челябинский государственный агроинженерный университет, - Челябинский государственный университет, - Череповецкий государственный университет, - Чеченский государственный университет, - Чувашский государственный университет, - Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), - Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, - Южно-Уральский государственный университет, - Якутский государственный университет, - Ярославский государственный технический университет, - Ярославский государственный университет. См. также Высшие учебные заведения (пед.) (2)7

    Оцените определение:

    Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

    УНИВЕРСИТЕТЫ

    от лат. universitas - целость, совокупность, общность), высшие учебно-научные учреждения, готовящие специалистов, а также ведущие науч. исследования по разл. областям знания; университетское образование сочетает обучение и науч. деятельность студентов.

    У. появились в ср.-век. Европе. Их создание отразило расширение представлений об образовании и рост потребностей в науч. знании, а также процесс профессионализации науч. и преподават. деятельности. Сам термин «университет» первоначально обозначал межнац. корпорацию преподавателей (магистров, профессоров). и студентов (схоларов), объединявшихся в интересах просвещения и развития истинного и единого христианского знания. Высшие церк. и светские (императорская или королевская). власти наделяли У. привилегиями: самоуправлением на основе статутов, ректорской юрисдикцией, освобождением от налогов, гарантиями личной безопасности. Гл. привилегией У. считалось право присуждения ученых степеней, имевших общеевроп. признание. Этим У., называвшиеся также «генеральными школами» (studia generale), отличались от местных («партикулярных»). школ повышенного уровня (монастырских и соборных).

    Студенты из разл. стран объединялись в т. н. «нации» (землячества). Внутри У. выделялась преподавательская корпорация, игравшая ведущую роль в присуждении ученых степеней. Вместе с ученой степенью магистр приобретал право взимать нек-рую плату со студентов, но она не давала достаточного материального обеспечения; поэтому преподаватели стремились занять оплачиваемые должности в коллегиях, часть к-рых существовала на частные средства. Ун-т возглавлял ректор, при нем состояли наблюдат. и ученый (избираемый из профессоров и магистров). советы. Интересы церкви представлял канцлер, утверждавший постановления о присуждении ученых степеней и вердикты ректорского суда. Зачисление в студенты по принципу соответствия образоват. требованиям отличало У. от др. ср.-век. городских корпораций, при приеме в к-рые решающую роль играло социальное происхождение. Внутри У. ослаблялось различие между духовенством и мирянами, понятие «клирик» относилось ко всякому образованному человеку.

    Первые У. - Болонский (Италия), Оксфордский и Кембриджский (Англия), Парижский (Франция) - возникли в 12 в.

    в ходе самостоят. развития авторитетных богословских и «артистических» школ, первоначально тесно связанных с гор. общинами. Здесь были сформулированы осн. идеи академич. автономии, выработаны мн. процедуры внутр. жизни У. В нек-рых У. право избрания профессоров перешло (с 14 в.). к городу, к-рый открывал оплачиваемые кафедры. Такие же города, как Оксфорд и Кембридж, постепенно утратили самостоят. роль и стали фактич. придатком соотв. У. В 13—14 вв. У. создавались целенаправленно при активном участии церкви и гос-ва: Неаполитанский (Италия), Севильский (Испания), Лиссабонский (Португалия). В 15—16 вв. мн. У. Центр. Европы создавались по образцу Пражского (осн. в 1348), учрежденного королевской властью, но не ставшего полностью гос. учреждением.

    По характеру организации корпорации, по степени участия отд. групп ее членов в выборах органов самоуправления У. условно подразделялись на «студенческие» и «магистрские». К первым относились Болонский и др. У. Италии, ко вторым - британские и франц. У. В парижской Сорбонне (осн. в 12 в.). реальная власть принадлежала преподавателям, в Оксфордскому Кембриджском У. была значит. ельна роль канцлера, обладавшего правом выдачи лицензий на преподавание. Здесь сложилась система «тьюторства» (англ. tutor, от лат. tueor - наблюдаю, забочусь): выпускники ун-та, не получившие церк. должностей, сохраняли членство в ученой корпорации и становились наставниками студентов в их подготовке к занятиям. Пражский У. отличался преобладанием ректорской власти в сравнении с канцлерской и развитой системой коллегий, аудиторий, спец. б-к.

    Полным считался ун-т с 4 ф-тами: артистич., юрид., мед. и теологич. Среди ф-тов существовала традиц. иерархия, с приоритетным положением теологического, за ним следовали юрид., мед. и артистический, что соответствовало значимости соотв. отраслей знания в тогдашнем обществе. Факультетские корпорации сохранили относит, автономию в У. Гл. целью обучения было достижение ученых степеней.

    Распространенное представление об артистич. ф-те как о подготовительном для поступления на другие ф-ты не вполне верно. Статуты У. этого не предписывали, хотя подобная традиция и существовала. На основе шк. курсов тривиума студенты изучали предметы ква-дривиума (см. Семь свободных искусств), из к-рых гл. внимание уделялось геометрии и астрономии, охватывались основы схоластики, по трудам Аристотеля получали осн. знания о природе, обществе и человеке. В философии изучались гл. обр. этич. и социальные аспекты. Подготовка бакалавра артистич. ф-та занимала до 2 лет, магистра - от 3 до 10 лет. На теологич. ф-те обучение продолжалось ок. 12 лет. Студентами были люди в возрасте 25—30 лет, сами уже преподававшие и занимавшие церк. должности. Центр, место занимало изучение Св. Писания и «Сентенций» Петра Ломбардского. Окончание курса позволяло получить степени лиценциата богословия, а за ней и магистра теологии. На юрид. ф-тах право рассматривалось в формах римского (кодекс Юстиниана). и канонического (церковного). После 4 лет обучения можно было стать бакалавром права, еще через 3 г. -лиценциатом и дером. На мед. ф-тах изучались избр. труды Гиппократа, Авиценны, Галена и др. Через 3—4 г. бакалавр 2 г. должен был заниматься практикой под рук. магистра и еще через 5—6 лет он мог сдавать экзамен на звание лиценциата.

    Осн. формами обучения в ср.-век. У. были лекция (чтение книги избр. автора и комментарий с целью усвоения скрытого смысла), ее разновидность - кве-стия (проблемное изложение через рассмотрение вариантов ответов на поставленный вопрос). и диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления.

    В ходе Реформации и Контрреформации У. были реорганизованы по терр.-конфессиональному признаку.

    В протестантских У. начался существ, пересмотр концепции образования. Место схоластики заняли актуальные фил ос. направления, получили развитие естеств. науки, основывавшиеся на опытном исследовании. При У. создавались клинич. палаты, анатомич. театры, бота-нич. сады и др.

    В 19 в. брит. У., сохранявшие черты ср.-век. корпоративности, провозглашали как свою осн. цель «образование джентльмена». Во Франции эпохи Империи У. превратились в гос. закрытые проф. школы. Новую модель организации высшего образования предлагал открытый в 1810 Берлинский ун-т, в к-ром были реализованы неогуманистич. идеи В. фон Гумбольдта. Гл. цель образования - совершенствование личности - рассматривалась реально достижимой лишь в участии в науч. познании, органично включенном в обучение. В Беря, ун-те в иерархии ф-тов ведущее место занял философский, где изучались и исследовались также проблемы мн. гуманитарных наук - филологии, истории и др. Значит. ельно изменены программы мед., юрид. и теологич. ф-тов. В центр внимания были поставлены самостоят. проработка студентами уч. материала, участие в семинарах и практич. изучение отд. предметов и тем в исследоват. лабораториях и т. п. Эта модель получила широкое распространение и в др. странах, в т. ч. в новых У. Вост. Европы, США.

    Сохранение единства уч. и науч. подготовки оставалось важнейшей задачей У. в 19 - 1-й пол. 20 вв. На базе У. во мн. странах формировались нац. системы науч. учреждений, университетские НИИ и лаборатории составили осн. часть вузовского сектора науч. потенциала в ряде ведущих стран мира. У. стали активнее включаться в процессы разработки и внедрения техн. новшеств, изобретений, способствуя преобразованиям в экономике и произ-ве. А. В. Рандин.

    В период НТР (в сер. 20 в.). университетский сектор высшей школы оказался наиб. приспособленным к решению обра-зоват. проблем. У. развиваются как учебно-научно-практич. комплексы, в к-рых наряду с многоотраслевой и междисциплинарной подготовкой специалистов ведутся науч. исследования и техн. и технологич. разработки. Системы высшего образования в ряде стран целиком представлены только У., в других они играют роль ведущих уч.-метод, центров для сети отраслевых вузов. Появились У., специализирующиеся на отд. направлениях науч. и практич. деятельности: пед., мед., техн., с.-х. и др. Во мн. странах формируются университетские системы отд. регионов с внутр. образо-ват. и науч. кооперацией. У. предоставляют студентам многообразные индивиду ализиров. программы проф. становления. У. принадлежит центр, место в реализации разл. моделей непрерывного образования и переподготовки специалистов, а также в развитии т.н. дистантных форм образования с использованием информац. технологии (см. Информатизация образования). На базе У. ведется подготовка исследователей высшей квалификации - специалистов с учеными степенями и званиями и преподавателей вузов. Мн. У. - ведущие нац. науч. центры; в разл. странах в них выполняется от 20 до 60% всех науч. исследований. Совр. У. - наиб. динамично развивающийся сектор высшей школы. См. также Высшие учебные заведения и разделы о высшем образовании в отд. странах.

    В России первый опыт университетского образования связан с деятельностью Петерб. АН (см. Академический университет). Гос. университетская система оформилась в 1-й пол. 19 в., когда к открытому в 1755 Московскому университету добавились Казанский университет (1804). и Харьковский университет (1805), а также реорганизованные в 1803—04 Виленский (Вильнюсский университет; закрыт в 1831). и Дерпт-ский (Юрьевский, Тартуский). ун-ты. В 1819 на базе Главного педагогического института осн. Санкт-Петербургский университет. В систему У. вошли также Гельсингфорсский (1809). и Варшавский (1816—31), вместе с Виленским и Дерптским занимавшие особое положение по составу ф-тов (имели католич. богословский). и языкам преподавания. В 1-й пол. 19 в. открывались вузы университетского статуса, напр., петерб. Училище правоведения (осн. в 1835), лицеи с университетскими классами. В 1834 осн. Ун-т Св. Владимира в Киеве (Киевский).

    До 1804 каждый У. руководствовался своим уставом. Значит. влияние на первые рус. У. оказала пед. практика Моск. ун-та, сформировавшаяся по идеям М. В. Ломоносова. Первый общедоступный устав (1804). отражал осн. принципы ака-демич. практики европ. У., предусматривал внутр. автономию, выборность совета и ректора (утверждался верховной властью), конкурсное избрание профессоров, особые права факультетских собраний в формировании уч. курсов и т. п. По уставу 1804 ун-т состоял из 4 ф-тов: нравств. и политич. наук, физ.-матем., мед., словесного. У. считались всесословными уч. заведениями. На У. возлагалась обязанность вести науч. исследования в интересах развития наук и хоз-ва страны. Была введена практика стажировки преподавателей за границей, что позволило знакомить рус. студентов с осн. течениями иностр. науки.

    Гл. задачей провозглашалась подготовка чиновников для гос. службы. У. рассматривались как центры учебных округов; им подчинялись гимназии, уездные и приходские училища. Для подготовки учителей средней школы были открыты пед. ин-ты при У.: Московском и Дерптском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Киевском (1834), действовавшие до кон. 50-х гг. При Дерптском ун-те работал и профессорский ин-т, выпускники к-рого преподавали в высшей школе.

    У. испытывали значит. трудности, вызывавшиеся непоследоват. и противоречивым отношением властей к науке и науч. образованию. Влияние на это отношение оказывал менявшийся общеполи-тич. курс. Назначавшиеся МНП ревизии У. нередко приводили к исключению из программ отд. уч. курсов, к отставкам профессоров. Устав 1835 значит. ельно сократил автономию У., ввел назначение ректора, проректора и профессоров министром нар. просвещения; из У. в ведение окружных канцелярий МНП были переданы нач. и ср. школы. Ограничивался прием студентов в У. В 30-х гг. 19 в. установлена плата за обучение. Были резко сокращены поездки профессоров за границу.

    По уставу 1835 У. подразделялись на ф-ты: ист.-филос., физ.-матем., юридич., мед. (в Петерб. ун-те открыт вост. ф-т, но не было медицинского). Положениями 1819, 1837 оформлена общерос. система присуждения ученых степеней и званий. К сер. 19 в. в 5 У. (Виленский и Варшавский закрыты в 1831). учились св. 3 тыс. студентов - ок. У2 всех студентов страны (наиб. число - св. 800 - в Моск. ун-те).

    В результате полемики в обществе, развернувшейся в связи с уставами У., мн. положения устава 1835 в 50-х гг. 19 в. были отменены. В 1863 опубликован новый устав, восстановивший в У. автономию и университетский суд, было разрешено создание науч. об-в; к преподаванию помимо ординарных и экстраординарных профессоров допускались приват-доценты; разделение ф-тов на отделения, открытие кафедр и др. вопросы внутр. жизни относились к ведению совета ун-та, г.,. •

    У. получили право выпускать под собств. цензурой науч. и др. лит-ру и периодич. издания. В 1866 открыт Новороссийский ун-т в Одессе.

    Очевидная недостаточность сети У. для огромной рос. империи вызвала широкое обществ, движение за обновление высшей школы. При активном участии университетской профессуры перестроили работу мн. проф. уч. заведения: фактически отраслевыми У. стали Петерб. технологич. ин-т, Моск. высшее техн. училище (1868), Петровская с.-х. академия в Москве (1865). Во 2-й пол. 19 в. появился обществ, сектор университетского образования, начало к-рому положили высшие женские курсы.

    В кон. 50-х - нач. 60-х гг. в университетских центрах активизировалось сту-денч. движение, принявшее формы «хождения в народ» и обществ, инициатив по созданию общеобразоват. воскресных школ и курсов. В студенч. сходках и т. п. принимали участие представители нац. движений - польского, грузинского, украинского. Конфликты студентов с властями и последовавшие за ними студенч. волнения 60—70-х гг. 19 в. накалили обстановку в высшей школе, и в 1884 был принят новый устав У., вновь сокращавший права ученых и студенч. корпораций. Резко была сужена компетенция советов У., выборность ректора, деканов и профессоров заменена назначением попечителем уч. округа, за ходом преподавания введен надзор со стороны инспекторов МНП. Для студентов вводилась система дисциплинарных правил и взысканий.

    К нач. 20 в. университетский устав 1884 фактически утратил свое значение. В 1905 изданы«Временные правила» высших учебных заведений, предоставившие советам У. права избрания ректора, проректора, деканов и профессоров, разрешившие создание студенч. орг-ций и проведение студенч. собраний при ответственности за них профессорской коллегии. В 1911 большая группа профессоров Моск. ун-та ушла в отставку в знак протеста против вмешательства полиции во внутр. дела ун-та. Вместе с тем в нач. 20 в. расширился негосударств, сектор вузов университетского статуса; наиб. широко известен Моск. гор. нар. ун-т им. А. Л. Шанявского (осн. в 1908). С нач. 20 в. науч. общественность и спец. комиссия АН под рук. В. И. Вернадского предлагали широкий комплекс мер по развитию науки в России, частью к-рых было создание сети У. в губ. центрах. Но после Томского (осн. в 1888). был открыт только ун-т в Саратове (1909).

    Проекты нового университетского устава разрабатывались МНП после 1905 и вносились в Гос. думу, но все они остались неутвержденными. После Февр. революции 1917 Временное пр-во подготовило свой проект университетского устава, но он не был рассмотрен.

    В условиях 1-й мировой войны новые уч.-науч. центры появились в Ростове (1916). на базе эвакуированного русского Варшавского ун-та, существовавшего с 1869, и Перми (1917; осн. как отделение Петрогр. ун-та). К кон. 1917 относительно стабильную работу продолжали 10 У., неск. лицеев и др. уч. заведений университетского статуса (св. 33 тыс. студентов).

    После Окт. революции 1917 сов. пр-во уже в 1918 учредило новые У. в Н. Новгороде, Ярославле, Воронеже (сюда были эвакуированы в 1917 рус. профессора Юрьевского ун-та; оборудование и б-ка возвращены Эстонии в 1919), Иркутске, Симферополе (Таврический). В ведущих науч. центрах на базе частных вузов осн. гос. У.: 2-й и 3-й Петроградские (существовали до 1920), 2-й МГУ (1918- 1930). В 1920 осн. У. в Екатеринбурге и Владивостоке. При активной помощи рус. профессуры организованы У. в Ека-теринославе, Минске, Тбилиси и Баку.

    Наркомпрос приступил к подготовке мер по созданию сов. высшей школы, ядром к-рой должны были стать гос. У. Их сложившаяся структура была изменена. По решению ЦК РКП(б). упразднены юрид. ф-ты и ист. отделения ист.-филол. ф-тов У. Вместо них созданы ф-ты обществ, наук (ФОН). с экон., политико-юрид. и ист. подразделениями. В У. вводились новые уч. дисциплины, учреждались новые кафедры, часть к-рых стала распространять свою работу и на др. ф-ты. Переструктурирование У. вело к перевыборам профессуры и дало возможность властям влиять на состав преподават. корпорации. Офиц. поддержку получили ком-мунистич. студенч. и преподават. организации, противопоставившие себя т. н. старой профессуре. Рабфакам, созд. в 1919 как подготовит, отделения, и комму-нистич. ячейкам предоставлялось право участия в самоуправлении; многие из них осуществляли и адм.-хоз. руководство У.

    Отказ сов. пр-ва от идеи автономии высшей школы, отмена ученых степеней, классовый принцип в комплектовании студенч. состава, поспешная смена апробированных уч.-метод, систем У. раскололи преподават. корпус, привели к открытым конфликтам «старой» профессуры и т. н. академич. забастовкам. В условиях гражд. войны и сложной внутр. обстановки на терр. сов. России власти придали этим событиям политич. характер. В университетских центрах были распущены возникшие в революц. годы обществ, орг-ции; в 1922 десятки профессоров Москвы, Петрограда и др. городов были высланы за границу. Мн. ученые заключены в тюрьмы. Репрессии продолжались в течение 20-х и в 30-е гг.

    Гл. задачей У. стала «подготовка кадров» для социалистич. строительства. В нач. 20-х гг. каждый из У. руководствовался «Положением», утверждавшимся Наркомпросом специально. В У. появились новые органы управления - президиумы и правления, к-рые, как и их председатели (ректоры), утверждались Глав-профобром. В состав распорядит. органов включались представители студентов и разл. категорий работников У., в т. ч. служащих, сотрудники губерн. ОНО, профсоюзов. В У. учреждались предметные комиссии, фактически заменившие кафедры. После принятия Положения о высших уч. заведениях (1922). У. были включены в систему централизов. адм. управления страной. Обществ. -политич. предметы постепенно заняли значит. часть уч. времени в программах У. (в сер. 20-х гг. - св. 340 ч). Для подготовки их преподавателей открылись Ин-ты красной профессуры, а также комму-нистич. У. Интересы восстановления хоз-ва и развитие прикладных отраслей науки заставили широко использовать потенциал вузов и их исследоват. учреждений; ряд НИИ создавался при ФОН. С сер. 20-х гг. началось формирование сов. системы подготовки науч. работников через аспирантуру при ГУ Се.

    В процессе отраслевой реорганизации высшей школы (после 1929). на основе У. создано св. 400специализиров. техн., с.-х., мед. и др. учебных ин-тов, переданных из Наркомпроса хоз. наркоматам ВСНХ и др. ведомствам. Разукрупнены 2-й МГУ, Нижегородский, Иркутский, Смоленский и др. У. и их науч. подразделения. Реорганизация затронула и ф-ты старейших У. - Моск., Ленингр. и Томского.

    Однако уже в 1-й пол. 30-х гг. стала очевидной неправомерность отказа от развития университетского образования. Часть разукрупненных гос. У. была восстановлена. В 1933 в У. воссоздана факультетская структура. Как гл. задача У. провозглашена подготовка высококвали-фициров. специалистов по общенауч. дисциплинам, а также педагогов. С 1934 в У. восстановлен гуманитарный цикл подготовки: вновь открыты ист. ф-ты, позже к ним добавились геогр., экон., филол. и др. ф-ты. В кон. 30-х гг. управление ун-том вверено избираемому ученому совету и ректору; на ф-тах также учреждались собств. советы во главе с деканами. Ячейкой уч. и науч. работы становилась кафедра. В 1936 У. переданы в ведение Всес. К-та по высшей школе (ВКВШ). при СНК СССР.

    Уч. планы У. вновь были пересмотрены в интересах углубления общетео-ретич. образования; во 2-й пол. 30-х гг. уч. планы были унифицированы. Для большинства университетских специальностей предусмотрены изучение пед. дисциплин и пед. практика. Первоначально было сокращено время на изучение обществ, наук, но вскоре оно вновь стало занимать значит. место в уч. планах за счет включения обязат. изучения курса «История ВКП(б)». Университетское образование перешло на базу крупных лекционных курсов (ранее вытесненных методом проектов и др.), сочетавшихся с самостоят. уч. работой студентов в семинарах, лабораторных практикумах и др.

    Накопленный в кон. 30-х гг. метод, опыт позволил и в трудные годы Вел. Отеч. войны уже в 1943 отказаться от сокращенных уч. планов и перейти к работе в нормальном уч. режиме. Ведущие рос. У. стали важным источником развития науч.-техн. потенциала СССР. Так, на основе физ.-техн. ф-та МГУ (осн. в 1943). в 1947 организован Моск. физико-техн. ин-т, на базе экон. и ист. подразделений МГУ учрежден МГИМО (с 1994 имеет статус гос. ун-та).

    Занимая количественно незначит. место в сов. системе вузов, У. оказывали долговременное воздействие на развитие науки и высшей школы. Особое значение имел опыт интеграции науки, образования и практич. реализации исследоват. разработок, накопленный Новосибирским ун-том, (осн. в 1957). В кон. 50—70-х гг. созданы У. (на основе имевшихся пед. вузов). в столицах авт. республик РСФСР. и в крупных экон. центрах. Такие У. включали ф-ты соотв. хоз. профиля; они способствовали обеспечению мн. предприятий, науч. учреждений специалистами и развитию науки в своих регионах.

    В кон. 80-х - нач. 90-х гг. в Рос. Федерации часть многоотраслевых техн., с.-х., мед. и др. вузов стали преобразовываться в соотв. профильные У. Появились и пед. У. (в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Рязани и др.). Начал работать Рос. гуманитарный ун-т (осн. в 1991 на базе Моск. ист.-архивного ин-та). Появились негосударств. У., среди них Моск. междунар. ун-т (осн. в 1991), Рос. православный ун-т (1992). Большинство У. работает по собств. уставам. При разнообразии моделей организации образо-ват. процесса для У. характерна общая тенденция к возрождению демократич. традиций отеч. У.; фундаментализация подготовки сочетается с многочисл. интегрированными и спец. курсами, что дает возможность индивидуализировать и варьировать университетское образование. У. обеспечивают также широкий комплекс науч. исследований, являясь опорой вузовского сектора рос. науки. В 1997 насчитывалось св. 40 гос. У., св. 80 профилированных вузов университетского статуса, ок. 30 негосударств. У.

    И. Б. Марцинковский.

    Лит.: Ферлюдин П., Ист. обзор мер по высшему образованию в России, М., 1894; Рождественский С. В., Очерки по истории системы нар. образования в России в XVIII-XIX вв., СПБ, 1912; Эймонтова Р. Г., Рус. ун-ты на грани двух эпох, М., 1985; ее же, Рус. ун-ты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в., М., 1993; Гайденко В. П., СмирновГ. А., Западноевроп.наука в ср. века, М., 1989; И в а и о в А. Е., Высшая школа России в кон. XIX - нач. XX века, М., 1991; Высшее образование в России. Очерк истории. Под ред. В. Г. Кинелева, М., 1995.

     

    Оцените определение:

    Источник: Российская педагогическая энциклопедия

    didacts.ru

    Университет - это... Что такое Университет?

    Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

    История

    Предыстория

    Первым высшим учебным заведением в Европе был Константинопольский университет, основанный в 425 году и получивший статус университета в 848 году. Старейший в мире непрерывно действующий вуз — основанный в 859 году в городе Фес, Марокко университет Аль-Карауин[1]. В том же IX веке появился Университет Салерно[2], просуществовавший до 1861 года, а также литературные школы в Велики-Преславе и Охриде[2], основанные болгарским царём Борисом I.[2][3][4][5]

    Ранняя история университетов

    В XI в. был открыт Болонский университет, первоначально представлявший собой школу, где на основе римского права разрабатывались юридические нормы. На основе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет; в 1117 году Оксфордский университет уже проводил обучение студентов, и, согласно истории, после столкновения профессуры и студентов с жителями Оксфорда в 1209 году некоторые учёные бежали на север, где основали Кембриджский университет. Кроме Кембриджа в XIII в. был открыт целый ряд университетов: в Саламанке, Монпелье, Падуе, Неаполе, Тулузе[6][7]. В XIV веке появляются университеты: в Праге (1348), в Кракове (1364), в Вене (1365), в Гейдельберге (1385), затем в Лейпциге (1409), в Базеле (1459) и т. д.

    Некоторые авторы считают, что распространение университетов в средневековой Европе было связано с Реконкистой в Испании, в итоге чего арабские университеты оказались на землях христианских государств, а также завоевания европейцами арабской Сицилии и походов крестоносцев на восток, где они знакомились как с арабской, так и с византийской культурой[8][9]. Ранние университеты Западной Европы пользовались покровительством католической церкви и имели статус школ при кафедральных соборах (как Парижский университет) или Studium Generale (общих школ). Позже университеты создавали короли (Пражский и Краковский университеты) и муниципальные администрации (университеты в Кельне и Эрфурте). На первом этапе (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум).

    Первым высшим учебным заведением в Восточной Европе стала Острожская академия, датой основания которой считается 1576 год. В Китае учебным заведением, подобным университету, считается Академия Ханьлинь, открытая в VIII в.

    К XVIII столетию университеты издавали собственные научные журналы. Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на замыслах Вильгельма Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера; университет поддерживает академические свободы, лаборатории и устраивает семинары. Во французских университетах господствует жёсткий порядок, администрация направляет все стороны деятельности. До XIX в. в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX в. её роль постепенно уменьшалась. Университеты сосредотачивались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось всё более доступным широким слоям населения. Университеты появились в Китае.

    Организация

    Хотя каждый университет организован по-своему, большинство университетов имеет попечительский совет, президента, ректора или канцлера, по меньшей мере, одного вице-президента, вице-канцлера или проректора, а также деканов различных подразделений.

    Отметим, что должности и обязанности президента и ректора (канцлера) университета — зачастую существенно различны. Президент ВУЗа имеет и осуществляет обычно преимущественно представительские роли, занимается на самом высоком уровне привлечением финансов и т. п., а ректор (канцелер) — сосредотачивается на науке и учёбе. Обычно университет состоит из нескольких факультетов или департаментов. Система государственных университетов обычно управляется министерством высшего образования, которое решает финансовые вопросы, утверждает изменения в программах обучения и намечает дальнейшее развитие национальной системы высшего образования. Тем не менее, многие государственные университеты мира имеют значительную самостоятельность в области финансов, в научных исследованиях и в педагогических вопросах. Частные университеты обеспечиваются частными лицами и, в основном, независимы от государства.

    Несмотря на политические, экономические и культурные особенности разных стран и областей внутри одной и той же страны, университеты обычно задают тон в области научных исследований и по уровню обучения, по меньшей мере, в своей округе. Большинство университетов устраивают и обеспечивают не только преподавание различных дисциплин от естественных наук, архитектуры и медицины до права, общественных или спортивных наук, но и быт своих студентов, в том числе питание, книготорговлю, банковское обслуживание, возможности подработать в свободное от учёбы время и даже бары и дискотеки. Кроме того, в университетах имеются библиотеки, спортивные центры, студенческие объединения, компьютерные классы и лаборатории. Во многих классических университетах также имеются собственные ботанические сады, астрономические обсерватории, бизнес-инкубаторы и университетские клиники. Многие аграрные университеты работают как учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят учебно-опытные хозяйства, опытные фермы, станции по производству и переработке растениеводческой продукции и т. д.

    Религиозный/политический контроль университетов

    Некоторые университеты направляются политическими или религиозными деятелями, которые затрудняют или даже запрещают преподавание одних концепций или дисциплин или (а чаще и) навязывают преподавание других. Иногда существуют национальные или расовые ограничения для абитуриентов и профессорско-преподавательского состава, а также проводимых в университете исследований.

    В СССР и других странах Восточной Европы во второй половине XX века медицинские, технические, экономические факультеты и факультеты искусств часто были отделены от университетов; преподавание по указанным направлениям было сосредоточено в особых институтах.[уточнить] Преподавание советской идеологии было обязательным и разделялось на три основных дисциплины: научный коммунизм, марксистско-ленинская философия и политическая экономия советского образца, преподавание которых кроме собственно курсов перечисленных дисциплин было также включено во многие другие курсы, например, по истории или энергетике. В советских университетах и институтах выделялось много учебных часов на изучение общественных наук, которые при этом преподавали только с точки зрения марксизма-ленинизма и зачастую формально и догматично.

    Ещё в 1922 г. правительство В. И. Ленина выслало из страны 160 видных учёных на так называемом философском пароходе. Позже часть российской профессуры и студентов были казнены или посланы в лагеря ГУЛага. В середине XX века (с конца 1930-х до середины 1960-х годов) наука генетика в СССР деградировала до лысенковщины. Только после смерти И. В. Сталина университеты получили некоторые академические свободы. Университет советского образца считается одним из примеров политически контролируемого учебного заведения.

    Университеты в России

    Первым университетом на землях нынешней России был основанный в 1544 году Кёнигсбергский университет «Альбертина» в нынешнем Калининграде. Старейшим на землях СССР — Гладзорский университет (1282—1338 годы) в Армении, а из действовавших — основанный в 1579 году Вильнюсский университет.

    В 1724 году был создан и в 1766 году закрыт Академический университет в Санкт-Петербурге (действовал как часть Петербургской Академии наук). Некоторые прослеживают его деятельность и после 1766 года, устанавливая преемственность с открытой на его основе в 1783 году гимназией, педагогическим институтом (1804), главным педагогическим институтом и Петербургским университетом, считая его первым российским университетом. В 1755 году был создан Московский университет. Декрет о его создании 12 (25) января 1755 года подписала императрица Елизавета Петровна.

    В Российской империи кроме Императорского Московского (ныне МГУ) и Императорского Петербургского (ныне СПбГУ) действовал целый ряд университетов, среди которых Императорский Виленский (основан иезуитами в 1579 году как Академия и университет, с 1773 года работал как Главная школа, с 1803 как Императорский университет, был закрыт после Польского восстания 1830 года вплоть до 1919), Императорский Дерптский (основан в 1632 году как второй университет Швеции, закрыт после русского завоевания Эстляндии в 1710 году и открыт заново в 1802 году), Императорский Казанский (1804), Императорский Харьковский (1804), Императорский Варшавский (1816, закрыт после Польского восстания 1830 года, возобновил работу в 1862 как «Варшавская главная школа», восстановлен как университет в 1869) и др.

    В университетах, как правило, было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский.

    В Российской Федерации на начало 1990-х годов действовало свыше 40 государственных университетов[источник не указан 173 дня]; имеются университеты, учреждённые различными общественными организациями, фондами и др.

    Также в Российской Федерации существует несколько типов государственных университетов: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также Университеты с особым статусом (МГУ и СПбГУ)

    На сегодняшний день в России существует довольно много негосударственных вузов. Первым частным вузом в стране стал российско-американский Международный университет в Москве.

    В культуре

    Кинематограф:

    Песни:

    См. также

    Примечания

    1. The Guinness Book Of Records, Published 1998, ISBN 0-553-57895-2, P.242
    2. 1 2 3 The History Of Higher Education http://degrees.excite.com/education/programs/other/the-history-of-higher-education/index.php
    3. Early history http://universityques.com/history.html
    4. Alexander Schenker. The Dawn of Slavic. Yale University, 1995, pp.185-186
    5. Benjamin W. Fortson. Indo-European Language and Culture: An Introduction, Blackwell, p. 374
    6. THE ORIGIN OF UNIVERSITIES
    7. and Coimbra university founded in Lisbon and was based there in 1290—1308, 1338-54, and 1377—1537.Medieval Universities And the Origin of the College
    8. Makdisi, John A. (June 1999), "«The Islamic Origins of the Common Law»", North Carolina Law Review Т. 77 (5): 1635-1739 
    9. Goddard, Hugh (2000), «A History of Christian-Muslim Relations», Edinburgh University Press, с. 99, ISBN 074861009X 
    10. Soviet students' folklore

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Как появились первые университеты в мире?

    Где и когда появились первые университеты, какие дисциплины изучались изначально, на каком языке - и о чем же поется в известном студенческом гимне “Гаудеамус”?

    Высшее образование отличается от школьного в первую очередь фундаментальностью — другая методология преподавания, другая схема оценки знаний учащегося — и, конечно же, совершенно другая жизнь самих студентов, которые давно перестали быть детьми, но и совсем уж взрослыми их назвать не получается. Так ли обстояли дела столетие-другое назад и как выглядели самые первые университеты? Где они возникли и что тогда было принято изучать?

    Самый первый университет — Константинопольский

    Традиционно историю университетов принято отсчитывать с XII века — и рассматривать в контексте западноевропейской традиции. Однако самое первое учебное заведение, которое полностью может соответствовать университетскому уровню, появилось в середине IX века — это Константинопольская, или Магнаврская школа, которая просуществовала до 1453 года.

    Этот университет был основан на базе еще более ранней школы, и в нем преподавались философия, риторика, медицина и юриспруденция. К моменту его закрытия в Западной Европе уже существовало большинство университетов, которые действуют и в наши дни.

    Первые университеты Западной Европы

    В Западной Европе высшие учебные заведения были совсем не такими, как сейчас, в момент своего зарождения — который, кстати, невозможно точно установить, поскольку университеты изначально имели к образованию очень отдаленное отношение (скорее, это были коммуны, образованные по языковому или другому признаку) — куда больше эти общественные группы и поселения походили на религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии. Этот эволюционный процесс происходил естественным образом вокруг отдельных кафедральных и монастырских школ в конце XI — начале XII веков.

    Принципы формирования первых университетов

    Именно таким образом возникли, например, Парижский университет в 1200 году (он вырос из богословской школы, к которой далее присоединились медицинская и юридическая школы), Неапольский в 1224 году, Оксфордский в 1206-м, Кембриджский в 1231-м, Лиссабонский — в 1290 году. Официальное рождение университета подтверждалось привилегиями — особыми документами, которые были подписаны римскими папами или вельможами высокого ранга. Эти документы определяли университетскую автономию — собственный суд, локальное управление, право дарования ученых степеней.

    Студенты были освобождены от военной службы и некоторых других форм обязанностей. Университеты начали появляться очень быстро — если в XIII веке их было всего 19 по всей Европе, то уже через столетие к ним прибавилось еще 25. Открыть университет было довольно просто: порой городская община просто обозначала минимум студентов, при наличии которых соглашалась оплачивать нанятого профессора, а затем — и последующих. На скамьях Сорбонны в разное время можно было увидеть мужчин совершенно разных возрастов и сословий из разных стран, иногда аудитория для лекций была обычным амбаром, а слушатели вольготно располагались на соломе вместо скамей.

    Церковь и университеты

    Во времена средневековья церковь старалась удерживать университетское образование под своим покровительством, главным предметом очень долго оставалось богословие, а преподавателями были в основном представители монашеских орденов — тем не менее обстановка царила весьма демократичная, так что образование было скорее светским.

    Университеты могли перемещаться — если в окрестностях возникали эпидемии опасной болезни, голод или вспыхивала война, весь университет просто перебирался в соседний город или даже страну.

    Ваганты и “Гаудеамус”

    Порядок записи в университеты был вполне условным, студенты снимали каморки поблизости, нищенствовали, странствовали — к XIV веку возникла особая категория постоянно кочующих с места на место (и из университета в университет) студентов, которые назывались вагантами, менестрелями, или голиардами. Многие из них превращались в настоящих разбойников и теряли моральный облик, но из них же выросло немало подвижников образования и науки.

    Поскольку преподавание в первых университетах долго велось на латыни, бродячие студенты отлично владели этим языком и совершенно спокойно могли общаться между собой. Ваганты зародили целую культуру стихов и песен — в частности, некоему анонимному перу одного из них принадлежит и знаменитый гимн “Гаудеамус”, который столетиями поют студенты всех университетов во всех странах мира. Этот гимн прославляет молодость и торжество свободы: “Итак, будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас возьмет земля” — и далее семь куплетов в таком примерно духе. Гимн передавался устно в течение нескольких веков, поэтому насчитывает несколько вариантов.

    Возникновение факультетов или колледжей

    Изначально и студенты, и преподаватели объединялись в национальные землячества — нации или коллегии, которые во второй половине XIII века трансформировались в факультеты или колледжи. Представители факультетов — деканы — выбирали официального главу — ректора, часто эта должность давала годовые полномочия. Позже демократия постепенно закончилась и главные должностные лица стали назначаться местными властями.

    Факультеты присуждали ученые степени — иногда выпускников, подобно рыцарям, громко называли титулами наподобие “граф права”. Содержание обучения определялось семью свободными науками. Например, на факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике и метафизике — некоторые труды переводились на ходу с арабского и греческого языков и бурно обсуждались в процессе.

    Специализация университетов

    Постепенно усиливалась и специализация высших учебных заведений — например, парижский университет охотно выпускал знатоков теологии и философии, Оксфордский университет славился преподаванием канонического права, Орлеанский же — гражданского права. В университете Монпелье было очень сильно преподавание медицины, в университетах Испании существовали очень серьезные математическая и естественнонаучная школы, а в университетах Италии подробно и глубоко изучали римское право.

    Первый университет в России

    В Российской империи первый университет появился через 600 лет после открытия Болонского — в 1755 году. По какой-то странной причине, хотя совсем рядом — в Праге, Львове, Кракове — университеты процветали, никому из царей в голову не приходило озаботиться высшим образованием. Это удалось только самоучке Михайле Ломоносову, пришедшему пешком, в лаптях, бог весть откуда и убедившего императрицу Елизавету Петровну своим энтузиазмом и конкретными инициативой и планом.

    Указ царствующей особы был подписан 25 января, в День Святой Татьяны, которая и стала покровительницей всех российских студентов. Предусматривалось создание трех факультетов, десяти кафедр и двух гимназий. Срок обучения составлял тогда всего три года, а сам университет находился в ведении Сената. Сейчас Московский университет носит имя своего создателя — Ломоносова, сегодня это учебное заведение, входящее в сотню самых сильных вузов мира.

    kto-chto-gde.ru

    Зачем студенту нужна философия?

    Наверное, каждый из нас время от времени любит пофилософствовать! Занятие интересное, но, по сути, бессмысленное. Тогда зачем студенту нужна философия, почему именно этот предмет вносят в учебный план на первом или втором курсе?

    Несмотря на то, что философия – предмет необязательный, плохая оценка по нему может заметно испортить общую картину в зачетной книжке и даже поставить под вопрос получение стипендии по итогам очередной сессии.

    Так что не стоит игнорировать эту пару, тем более, как показывает моя практика, преподаватели философии излишне строгие и порой придирчивые.

    Что такое философия, как предмет в университете

    Итак, сама по себе философия – это наука, которая считается больше гуманитарной, чем точной. Но опять-таки, если рассуждать, как философы, то это вопрос спорный.

    В любом случае важность данного предмета в университете определяется выбранной специальностью и итоговой проверкой знаний: если это зачет, то можно немного расслабиться, а при необходимости сдавать экзамен по философии готовиться к нему требуется своевременно.

    Свое время я училась в вузе на технической специальности, и в моем учебном плане философия появилась только во втором семестре первого курса и захватила еще первый семестр второго курса.

    Вот что означает «отмучилась», поскольку по-другому назвать посещение этих пар просто невозможно.

    Моя подруга училась на филологическом отделении, и философия у нее была примерно 4 семестра. Так она налегке пережила этот период, еще и устный экзамен сдала на «отлично».

    Именно поэтому я делаю вывод, что многое зависит от преподавателя, его манеры подачи информации и заинтересованности в своем предмете.

    Один мой преподаватель говорил: «Все пройдет – пройдет и это», и в плане философии я лично в этом убедилась.

    Но после завершения вуза все же решила разобраться, в чем суть этой загадочной науки, и для чего она в принципе необходима современному человеку? Попробуем выяснить вместе.

    Особенная наука философия

    Сегодня в мире, где царит интернет и новые технологии, актуальность философии постепенно отошла на задний план.

    Всю необходимую информацию человек черпает из всемирной паутины, а о своих рассуждениях, пользе мыслительного процесса и рождении истины в споре и вовсе позабыл.

    Советуем почитать: Как перестать тратить время в интернете?

    Гораздо легче ввести в поисковую систему нужную фразу, чем думать о вечном, ценном и глобальном, как это в свое время делали великие мыслители.

    Чтобы не воспринимать интернет так масштабно и не делать его основой своего существования, каждый человек время от времени должен возвращаться к философии.

    Но что дает эта поистине значимая наука?

    1. Позволяет не только осмыслить все происходящее вокруг, но и трезво, объективно оценить жизненную ситуацию, свою роль в ней и перспективы на будущее;

    2. Философия позволяет понять своих предков, то есть максимально разобрать все вопросы, актуальные темы и вечные размышления о великом давно ушедших веков.

    Этот путь приведет к пониманию, а человек сможет почувствовать себя всесторонне развитым;

    3. Философия открывает глаза, то есть позволяет человеку распознавать добро и зло, иметь свое непредвзятое мнение, а значит – целостность характера и нерушимость духа.

    Соответственно, мы приходим к выводу, что философия – это углубленное понимание себя и окружающего мира, а также возможность общества учиться на ошибках предков, стать лучше и добиться больших успехов.

    Направления современной философии

    Как ни странно, но в современном мире философия движется наравне с научно-техническим прогрессом, поэтому является очень ценной составляющей современного общества.

    Она имеет ряд направлений, каждое из которых способствует саморазвитию, продвижению и успеху в конечном итоге.
    Ниже подробно описаны распространенные и востребованные направления этой вечной науки:

    1. Рефлексия стоит у истоков, а помогает определить не только методы существования цивилизации, но и порядок жизнедеятельности.

    2. Воспитание позволяет проникнуться в духовные ценности, самоопределиться, выбрать по жизни цели и расставить приоритеты, а также расширить свой кругозор и понять принципы построения современного общества.

    3. Познание разрешает человеку, используя колоссальный опыт своих предков, обрести подлинные сведения о создании и развитии мира, цивилизации, а также позволяет изучить ряд познавательных задач.

    4. Онтология – воплощение основополагающих учений бытия в современной интерпретации, поиск конструктивных технологий.

    5. Интеграция позволяет находить единомышленников, демонстрирует многообразие общественной жизни и человеческих взглядов на, казалось бы, обыденные вещи.

    6. Аксиология позволяет человеку экспериментальным путем, методом «проб и ошибок» выбрать свою жизненную позицию, сформировать взгляды на современное общество и его злободневные проблемы.

    7. Прогностика определяет место человека в современном обществе, а также изучает формирование социума на исторической платформе.

    8. Социология – это наука опросов, то есть она определяет целесообразность философии, а также видение людей общества, глобальных проблем и путей их решения.

    9. Гуманизм – это то направление философии, которое в дополнительном представлении не нуждается, а людей – гуманистов осталось так мало в обществе, причем их количество стремительно уменьшается, как «редкий, исчезающий вид».

    Теперь можно сделать вывод, что современный индивидуум просто не сможет сформироваться, как личность, выбрать свой жизненный путь и организовать свой внутренний мир.

    Получается, философия – это та непознанная сторона человеческой души, которая хоть и скрыта где-то глубоко, зато принимает самое непосредственное участие в его мирском существовании.

    Если не достичь этой гармонии, то даже самые большие успехи на работе или гармония в личной жизни не позволят стать абсолютно счастливым человеком; а чувство сдержанности и нереализованности будет возвращаться вновь и вновь.

    Советуем почитать: Студенческая жизнь на самом деле

    А все начинается с философии дома, с друзьями и в университете, так что не стоит игнорировать столь важный предмет!

    Нужна ли философия реально в университете?

    Вот на этот вопрос стараются ответить себе многие студенты. Сколько не спроси знакомых, все кривятся при упоминании об этом предмете.

    Наверное, в высшем заведении есть два самых сложных предмета, и один из них – философия (а второй сопромат).

    Даже если вы – будущий инженер, обойти эту пару и итогового зачета все равно не удастся. Если вы – гуманитарий, то жить вам с философией несколько лет.

    Доктор философских наук В.А Конев уверен: «Философия способна сделать этот мир гораздо лучше, чем он есть; главное – мыслить шире и не зацикливаться на обыденности».

    Но даже эта фраза не всем понятна, поскольку больно мудрено написана.

    Вот в этом и заключается основная проблема философии – слишком заумная эта наука, а преподаватели, как правило, требуют точность фактов, воспроизведение разных учений близко к тексту или даже наизусть, а также полную осознанность происходящего.

    Все это непросто, но, если задаться целью, постичь эту науку проще простого.

    История философии

    Не все знают, но основателем философии считается тот самый Пифагор, а в переводе данная наука означает «любовь к мудрости».

    Особенно стремительно развивалась она в Древнем Китае и в Древней Индии, а каждый интеллигентный человек считал своим долгом выучить и осознать несколько философских учений, мыслей и изречений.

    Несмотря на свою сложную структуру, философия не просто преодолевала века, но и совершенствовалась в своей структуре, а все больше и больше мыслителей выходило на мировую арену.

    Сегодня их имена считаются легендарными, а знает их каждый нерадивый студент. Это Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Оболенский, Огарев и другие.

    В современном мире не каждый абитуриент выбирает углубленное изучение философии, а дипломированных философов становится все меньше и меньше.

    Однако есть мнение, что философом может стать каждый человек, и для этого вовсе не нужно заключать себя в бочку, как известный мыслитель Диоген. Необходимо просто взглянуть на мир другими глазами и задуматься, а почему все происходит именно так?

    Философия в современном мире

    Сегодня нет такой специальности и должности, которая бы не была связана с философией. Если человек живет в социуме, то, так или иначе, ему приходится адаптироваться, а в этом, по сути, и заключается философия.

    Адвокату эта наука помогает найти выход из ситуации и оправдать своего подзащитного, экономисту отыскать точки соприкосновения с людьми по работе, инженеру – предположить новое открытие, учителю и воспитателю – найти контакт с детьми и учениками, а студенту – привыкнуть к взрослой жизни и, наконец-то, отбросить вредный юношеский максимализм.

    По жизни, философия – это путеводитель, ведь только грамотный человек сможет справляться со всеми трудностями и черпать из них полезные для будущего уроки.

    Настоящий философ дважды не наступит на те же грабли, вот поэтому данный предмет и введен в учебный план.

    Школьнику постигать такие сложные тонкости жизни еще рановато, а вот для студента некоторые учения могут стать пророческими, и окончательно сформировать его дальнейший жизненный путь.

    Вывод: Так может хватит в университете всячески игнорировать этот предмет, считая его ненужным по жизни? Может именно тебе философия поможет определиться в жизни и окончательно сформироваться, как личность?

    «Прежде чем от чего-либо отказаться, в этом необходимо разобраться и доказать себе, что это не твое». Кстати, это еще одна мудрость с моих студенческих пар философии. Надо же, запомнилась!

    C уважением, команда сайта советстуденту.рф

    Автор: Анна Кислякова

    P.S. На десерт — видео о том, что такое философия.

    xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai

    Вузы России со специальностью философия – 47.03.01 на 2018 год

    Наилучший результат у МГУ имени М.В. Ломоносова – 1-ое место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 44 вуза со специальностью 47.03.01. «Философия» занимает 19-ое место в рейтинге специальностей.

    бакалавриат и специалитет

    возраст

    264 года

    место в РФ | очки

    1-ое 646.6

    • подразделение:Философский факультет

    • предметы:история, обществознание, русский язык, обществознание(*)

      • форма

        очная

      • места

        66

      • стоимость

        325 000

      • баллы егэ

        309

    место в РФ | очки

    2-ое 616.4

    место в РФ | очки

    4-ое 605.7

    • подразделение:Факультет гуманитарных наук

    • предметы:иностранный язык, история, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        45

      • стоимость

        260 000

      • баллы егэ

        334

    возраст

    62 года

    место в РФ | очки

    8-ое 569.3

    • подразделение:институт философии и права

    • предметы:история, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        16

      • стоимость

        112 000

      • баллы егэ

        232

    место в РФ | очки

    9-ое 568.4

    • подразделение:Философский факультет

    • предметы:история, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        28

      • стоимость

        112 700

      • баллы егэ

        227

    место в РФ | очки

    10-ое 563.1

    • подразделение:институт социально-философских наук и массовых коммуникаций

    • предметы:история, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        15

      • стоимость

        102 390

      • баллы егэ

        231

    место в РФ | очки

    11-ое 557.5

    место в РФ | очки

    15-ое 547.0

    место в РФ | очки

    16-ое 546.2

    • подразделение:Факультет гуманитарных и социальных наук

    • предметы:иностранный язык, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        19

      • стоимость

        202 000

      • баллы егэ

        258

    возраст

    143 года

    место в РФ | очки

    21-ое 530.7

    • подразделение:социально-теологический факультет

    • предметы:история, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        10

      • стоимость

        66 200

      • баллы егэ

        207

    место в РФ | очки

    24-ое 527.3

    • подразделение:школа гуманитарных наук

    • предметы:история, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        20

      • стоимость

        130 000

      • баллы егэ

        197

    место в РФ | очки

    32-ое 517.3

    • подразделение:факультет философии и психологии

    • предметы:история, обществознание, русский язык

      • форма

        очная

      • места

        20

      • стоимость

        89 380

      • баллы егэ

        218

    Вузы со специальностью 47.03.01 в городах РФ:

    Москва(8) Санкт-Петербург(4) остальные (40)

    vuzoteka.ru

    Философ - где учиться, описание, работа

    – это специалист в области философии. Каноническое гуманитарное образование, позволяющее работать в разных профессиональных сферах. На факультетах предусмотрены различные специализации, которые дают возможность углубить знания в какой-то определенной области философии. Например, специальность «социальная философия» позволяет заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и работать в правовых структурах, заниматься политическими и правовыми вопросами. Однако выбор узкой специальности -- не обязательный критерий для успешного трудоустройства, при желании можно выбрать общую специальность, выпускники философских факультетов умеют грамотно владеть информацией и интерпретировать ее, что ценится работодателями.

    Личные качества

    Философ должен быть вдумчивым и уравновешенным. Важны стремление расширить свой кругозор и интерес к гуманитарным наукам. Коммуникабельность и стремление искать что-то новое, пробовать себя в той или иной стезе поможет реализоваться профессионально, потому что философское образование позволяет заниматься почти любой деятельностью: от работника СМИ до управленца.

    Где учиться на данную профессию

    Закончить философский факультет можно в гуманитарных или любых других крупных высших учебных заведениях, так как этот профиль является классическим. Сегодня по этой направленности существует много различных специальностей и программ, помогающих студентам попробовать себя в профессиональной среде, предусмотрены практики и стажировки во время обучения. Образование осуществляется по программе бакалавриата (очная – 4 года, очно-заочная 5 лет), после окончания которого можно закончить магистратуру (2 года).

    Москва

    МГУ (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)

    Философский факультет

    Направления: Философия, Религиоведение, Культурология, Реклама и связи с общественностью, Политология

    Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ, абитуриент должен сдать дополнительный письменный экзамен по обществознанию

    Проходной балл: 328

    ГАУГН (Государственный академический университет гуманитарных наук)

    Факультет философии

    Выпускающие кафедры: Философской и политической мысли Востока, Эпистемологии и логики, Философской компаративистики, Философии науки и техники, Истории философии, Метафизики и сравнительной теологии, Социальной философии

    Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ

    Проходной балл (2015, очная): 219

    РУДН (Российский университет дружбы народов)

    Философский факультет

    Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, иностранный язык – ЕГЭ

    Проходной балл (2015, очная): 246

    РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет)

    Философский факультет

    Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ

    Проходной балл (2015, очная): 244

    Санкт-Петербург

    СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет)

    Философский факультет

    Направления: Религиоведение, Конфликтология, Прикладная этика, Культурология

    Вступительные экзамены: обществознание, русский язык, история – ЕГЭ

    Проходной балл (2015, очная): 252

    Поступить в философский университет можно и после получения первого высшего образования, что поможет структурировать мышление и обрести навык работы с информацией.

    Плюсы и минусы профессии

    Плюсы

    Минусы

    Структурное мышление

    Риск не востребованности научных трудов

    Широкий кругозор

    Эмоциональная нагрузка

    Развитый навык подачи и интерпретации информации

    Информационная перегруженность

    Смежные профессии

    Это, в первую очередь, гуманитарные направления, такие как: преподаватель, культуролог, рецензент, политолог, независимый эксперт в СМИ и других средствах информации. Близкие философии отрасли – политология, психология, журналистика, управление. Можно закончить философский факультет на базе бакалавриата и продолжить обучение в магистратуре по одному из смежных направлений. Также направление дает возможность для обширной научно-исследовательской деятельности.

     

    www.abitura.pro

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о