Хоумскулинг это – что это такое и с чем его едят

что это такое и с чем его едят

 


И поэтому названия «домашнее образование», «семейное образование», хоумскулинг и прочие «скулинги» отлично уживаются. Описывая ситуацию, когда дети не ходят в школу, а все необходимые современному человеку знания приобретают в семье.

В чем суть

Учиться, не выходя из дома, – звучит как фантастика. Кто-то скажет, что это подходит только для взрослых, задумавших приобрести новую специальность дистанционно. Или, в крайнем случае, для ребят с серьезными проблемами со здоровьем – у них, мол, выхода другого нет.

Реальность же такова, что во всем мире все больше родителей разочаровываются в традиционной классно-урочной системе образования. И знаний она дает недостаточно и неудовлетворительного качества, и здоровье детей подрывает. И вообще изжила себя в нашем постиндустриальном обществе.

Справедливости ради надо отметить: явление хоумскулинг, конечно, популярное, но не массовое. По теоретическим оценкам, получать образование дома будет не более 5-10% ребят в любой развитой стране мира. В России, к примеру, сейчас это около 100000 детей в год.

В разных странах отношение государства к хоумскулингу разное. В США, например, он полноправно существует лет 20. Да и в России практикуется года с 1992. Юридическим основание для перевода детей на домашнее образование служит Закон «Об образовании в РФ». В новом документе, принятом в 2013 году, как раз затронуты темы семейного и самообразования. В частности, прописана промежуточная и итоговая аттестация экстерном.

Кому подходит

Семейное образование – отличный вариант для вечно занятых маленьких трудяг: одаренных музыкальными, спортивными и иными талантами ребят.

Еще это прекрасное решение для вундеркиндов, намного опережающих своих сверстников. Для них это возможность пройти школьную программу экстерном. Кстати, в хоумскулерских сообществах в интернете родители делятся опытом, что нередко дети значительно быстрее проходят школьную программу дома, чем в школе.

При этом обучаться дома – зачастую хороший вариант для ребят с проблемами в обучении. Когда на них не давит школьная уравниловка и гонка за усредненным результатом на фоне постоянного стресса, они способны буквально преобразиться. Или, по крайней мере, получить те же знания без лишней нервотрепки и комплексов, способных больно аукнуться во взрослой жизни. Интересно, что проблемы с вниманием и усидчивостью, сложности со счетом и письмом, свойственные многим младшим школьникам, успешно проходят сами собой по достижении лет 10-11.

Обучение в семье может быть альтернативой привычным формам домашнего и индивидуального обучения для ребят, чье здоровье не дает им ходить в школу «как все». Так проблема может стать своего рода преимуществом.

И, конечно, хоумскулером может быть любой «среднестатистический» ребенок. И, кто знает, может быть, получая постоянную поддержку своих творческих порывов и исследовательских стремлений, он перешагнет среднестатистическую планку. Достаточно заглянуть в биографии русских классиков – в их времена все дети из состоятельных семей начинали с домашнего образования. Хоумскулерами также были такие успешные личности, как Агата Кристи, к примеру, и Шарлотта Мейсон (активная пропагандистка хоумскулинга).

Так что, домашнее образование – это для всех детей? В принципе, да. Тогда, может быть, подводный камень в том, что не всякие родители могут быть родителями хоумскулеров? Отчасти это верно.

Выбор в пользу семейного образования чаще всего делают родители с активной жизненной позицией. По статистике, чаще всего это жители Москвы и других крупных городов. Это не значит, что домашнее образование не доступно и не практикуется в сельской местности, например. Просто так случается реже.

Как это происходит

В, не побоюсь этого слова, философии хоумскулинга есть несколько течений. Разбить их можно на две группы:

  • обучение без заранее спланированной программы. Его еще называютанскулингом. Суть в том, что дети постигают мир на собственном опыте, а не только по книжкам. И вектор задают их интересы и способности. В русле этого течения есть даже совсем радикальные направления, вроденонскулинга(когда ребенок учиться «чему-нибудь и как-нибудь») идескулинга(что-то вроде периода реабилитации для «травмированного» школьным образованием детского сознания).

  • обучение по программе. Вот тут уже множество вариантов. Можно сидеть за теми же школьными учебниками, но дома. Можно получатьклассическое образованиепо античной модели (основанное на изучении грамматики, логики, риторики и проч.). Можно учитьсяпо методикам Монтессори, Шарлотты Мейсони т.д. Можно совмещать приемы из различным методик – называться это будетэклектическимметодом.

Что понадобится

Чтобы перевести ребенка на семейное образование, кроме желания и взвешенного и обдуманного решения потребуется достаточно терпения. Поскольку на местном уровне этот вопрос решается не всегда легко и быстро. В Москве – проще всего, на периферии посложнее.

График аттестаций и консультаций по ним для ребенка согласуется в школе. А дальше – свобода творчества. Информации, учебников и специальных пособий сегодня пруд пруди.

Интересно, что для ребят на домашнем образовании лучше работает модель «учитель-тренер», чем «учитель-наставник». Таким образом свою работу с учениками обычно строят репетиторы. Так что тут онлайн репетиторы TutorOnline.ru могут оказаться очень полезными детям и родителям.

В целом, домашнее образование – реальная альтернатива привычным школам. Опыт пошедших этим путем семей показывает, что ребенок-хоумскулер может вырасти более свободной и разносторонней личностью, более дисциплинированным и ответственным человеком, чем его сверстники-школьники.

Дорога же в школу никому не закрыта – вернуться к этой системе можно в любой момент. А что вы думаете о домашнем образовании? Видите ли вы такой путь для своих детей? Поделитесь мнениями в комментариях.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Хоумскулинг — счастье или разочарование? Кому не подходит семейное обучение || Официальный сайт Ольги Юрковской

Ольга Юрковская специально для 7ya.ru

В последнее время о семейном образовании много пишут и говорят, и перспектива учить ребенка дома кажется многим вполне реальной. Родители забирают ребенка из школы — и разочаровываются в семейном обучении. Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская — психолог, многодетная мама, автор книги "Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия".

Почему домашнее обучение для одних родителей — счастье, а для других — разочарование?

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания «стоять над душой», а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике. Как итог, хоумскулинг признается неэффективной системой, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный стратегический подход.

Хоумскулинг — это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на семейное обучение, если мама наивно полагает, что ей станет проще и легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный «бонус» домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник на работе прикажет вам каждый день совершенно бесплатно в течение года учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете. Ни одна из этих статей вам в жизни никогда не пригодится.

Ответьте себе честно, сможете ли вы это делать? Сможет ли коллега или мама замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных непонятных статей и фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет.

И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить. В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя эти ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против «двоечницы» и прочие привычные советские методы воспитания послушных марионеток.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать, размахивать ремнем и грозить отправкой на все лето к бабушке в деревню. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.

Но как-то же у других родителей получается?

Да, и разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с самостоятельным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка учиться в семью не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение — возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа когда-то была рассчитана на формирование фабричных рабочих из крестьянских детей. Она была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы часто говорим о бесполезности большей части знаний, которые детям вбивают в головы одиннадцать лет.

И мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. Миллионы людей во всем мире оказываются безработными и ненужными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому — людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужна в мелких чиновниках и офисных клерках — рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Уже сейчас прогрессивные страны переходят на электронное правительство. И это будущее уже наступило, глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить себе фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее образование

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно. Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант — когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые они смогли бы эффективно передать ребенку. Пройдет несколько недель, в крайнем случае месяцев, и, признав свое бессилие, мамы и папы разочаровываются в собственных педагогических талантах, а заодно в самой идее хоумскулинга, которую даже не поняли.

Как нужно правильно организовывать хоумскулинг

Поговорим о тех родителях, которые действительно успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа — обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. А последствия такого визита могут быть самыми трагическими, вплоть до изъятия детей и отправления их в детдом.

Поэтому к школе нужно отнестись, как неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей. Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как бы нам с тобой выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам, чтобы сдать хотя бы на минимальное количество баллов, необходимых для зачета. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать в конфликт с органами опеки.

При этом родители не ограничивают обучение ребенка только школьными предметами. Более того, когда семейное образование правильно организовано, одиннадцать лет по восемь часов каждодневной «каторги» не требуются.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором, кому-то повезёт, что ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по Скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При правильном эффективном подходе к изучению обязательной программы в день уходит всего пара часов на основную учебу. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно, очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнюю учебу эффективной

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться с учебником. Сначала позаботьтесь, чтобы у ребенка появился важнейший навык — быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается домашнее образование. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые гуманитарные предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Так прекрасно усваиваются предметы, не требующие специализированных познаний. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается репетиторов, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших — добавится физика и химия. При этом главное, что ребенок всегда понимает, что его оценки — не более, чем формальность. Психологически грамотные родители детей, обучающихся по системе семейного образования, объясняют, что оценки посторонних для семьи женщин не только не имеют никакого значения, но и смысла в них мало. Кроме того, родительская любовь никак не связана и не коррелирует с отметками ребёнка.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. «Семейники» по статистике числятся среди худших учеников по успеваемости, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.

Несправедливость и глупость школьных оценок

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся к развитию этих особенностей. Причем в многодетной семье все дети могут иметь различные дарования и разные характеры. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и в своем подростковом возрасте она ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника. 

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь — очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь — личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать. 

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным. Только при таком подходе родители окажутся умнее методистов из министерства образования.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются, не в состоянии выполнять абсурдные школьные требования, и возвращают ребенка в школу.

Хоумскулинг — не для всех

Домашнее обучение — это для тех, кто может спокойно организовать обучение ребенка в семье. У кого есть ресурсы, материальные и временные, у кого уровень образования и интеллекта позволяет быть не хуже и не глупее школьных методистов и учителей.

Немаловажно, что социуму пока нужны и рабочие, и мелкие чиновники, и офисные сотрудники. Не всем же быть творческими людьми или предпринимателями. А то, что через десяток-другой лет в мире окажется ещё несколько миллионов безработных и неспособных перестроиться людей — разве это проблемы методистов, работающих по государственным стандартам? Они живут сегодняшним днём.

А наша задача как родителей — думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем, то есть не просто поступить в любой вуз, а о долгосрочной перспективе: кем будет работать наш ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и полностью реализованной личностью?

P.S. Приобрести мою книгу "Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия" можно здесь:

http://yurkovskaya.com/homeschooling/

stressa.net

Хоумскулинг: в чем плюсы домашнего обучения

«Все мы родом из детства», ‑ сказал Антуан де Сент-Экзюпери, и был совершенно прав. В том, как мы себя ощущаем сейчас, «повинно» детство, а, значит, и наши родители. Еще совсем недавно папы и мамы не мыслили никакого другого воспитания-обучения, кроме как в стенах казенного учреждения. Они утром неслись в садик или школу, потом бежали на работу, вечером спешили забрать детей домой. Сегодня все чаще встречается иной подход, и некоторые родители приходят к хоумскулингу. Жанна Баскина пообщалась с многодетной мамой Еленой Липгарт, которая выбрала для своих детей домашнее обучение.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

На Западе явление хоумскулинга или анскулинга (или попросту — домашнего обучения) появилось давно, поэтому материалов по исследованию этой темы предостаточно и многие из них показывают сплошные плюсы такой методики. В нашей стране научных изысканий крайне мало, сегодня главные эксперты по семейному образованию ‑ это сами родители, чаще всего, многодетные, которые на своем «загривке» методом проб и ошибок испытывают альтернативную систему обучения. В семье Елены Липгарт и ее мужа четверо детей. Супруги — сторонники домашнего образования, причем Елена занимает деятельную позицию в сообществе «семейников» Москвы и Московской области. Она — организатор множества мероприятий и встреч хоумскулеров, более двух лет активно ведет соответствующую группу в фэйсбуке.

Сегодня существует несколько юридических форм хоумскулинга: альтернативное обучение может быть очно-заочным, заочным, в семейном формате и в виде самообразования. Дети, обучающиеся в форме семейного образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» «вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно».

На личном опыте и опыте своих сторонников Елена Липгарт поняла, что законность семейного образования — это плюс, а вот на деле осуществить его бывает совсем не просто. Родителям часто приходится преодолевать недоверие со стороны общества, выстраивать отношения со школой, где их ребенку приходится сдавать аттестацию. Зачастую папы и мамы сражаются со своими комплексами и пробелами обучения и воспитания.

Семья Елены Липгарт / Фото: facebook.com/elipgart

Три школы за пять лет

В детский сад дети Елены не ходили, с самого начала родительства она была уверена, что дома им будет лучше. Когда она узнала, что школьную программу можно осваивать дома, то долго раздумывать не стала. Муж не сразу «на ура» принял это решение, но все же согласился. Елена считает: не важно, занимаются ли оба родителя обучением детей или это делает один из них, главное — лояльность.

Двое старших детей Липгарт учатся в домашних условиях: Катя — пятый год, Надя — второй. Как только Катя достигла школьного возраста, ее мама проработала вопрос досконально: судя по отзывам, она подготовила список школ, к которым можно было прикрепиться, объездила их, переговорила с администрацией. Главное, что интересовало: каковы формы учебы и регулярность аттестации. Наконец, решение было принято, и Катю прикрепили к одной из московских школ. Дочка начала учиться дома, в школе нужно было появиться несколько раз в год для сдачи аттестации по предметам.

К концу первого класса родители поняли: надо искать другую школу, а именно — с дистанционной сдачей экзаменов

Причин на тот момент существовало несколько. В семье уже росли, кроме Кати, двое маленьких детей, живут они за городом, поэтому возить дочку на очные аттестации в Москву было не всегда удобно. Кроме того, мама Кати осознала, что дочке гораздо спокойнее проходить экзамен без контакта с незнакомым взрослым, то есть дистанционно: «Одно дело ‑ сдавать учителю, которого ребенок знает, а другое дело — незнакомцу, ведь даже взрослым порой сразу не просто установить контакт с неизвестным человеком».

Елена решила обратиться в петербургскую школу, которая принимает аттестации дистанционно, и программу второго класса Катя проходила в новой школе на экстернате. Все шло хорошо, но уже на третий год обучения Елене вновь пришлось искать другую школу. Как раз в тот момент вышли поправки в закон «Об образовании» и наступил сложный переходный период, когда образовательные учреждения подстраивались под требования закона.

«По закону об образовании семьи могут выбирать учреждение, и мы это делаем, если находится более удобный вариант», ‑ замечает Елена. «Это совсем не то же самое, что менять школу при очном обучении (новый коллектив, новые учителя), происходит это безболезненно».

Снова переговорив с «семейниками», имеющими опыт альтернативной учебы, проштудировав информацию в Интернете, многодетная мама пришла к выводу: наиболее оптимальной для дочерей будет заочная учеба в Новосибирской школе через экстерн-офис Алексея Битнера. «В экстерн-офисе у ребенка на учебном сайте есть личный кабинет, по каждому предмету — план и тренировочная база. Весь материал, по которому надо сдать аттестацию, заранее известен (в отличие от того негласного варианта, который в ходу у некоторых школ: учите вообще, а что именно мы спросим — секрет). Довольно большое количество вопросов по предмету ‑ 200 или 300, которые желательно заранее проработать, из них генерируется экзамен — примерно, как сдача по билетам», — говорит Липгарт.

Аттестация на сайте Битнера происходит так: в конце учебного периода ребенок нажимает соответствующую кнопку, ему выдаются вопросы. Их нужно распечатать и сесть за работу под видеокамеру; ученик выполняет письменный экзамен, сканирует листы и отправляет файлы по назначению. В итоге школа получает и видеозапись, и саму экзаменационную работу.

Уже почти два года Катя и Надя ‑ учащиеся Новосибирской школы, связь с учебным учреждением осуществляет посредник ‑ экстерн-офис. Учеба и аттестация детей проходят в психологически комфортной обстановке, и это для семьи крайне важно, даже несмотря на то, что обучение платное в отличие от первых двух школ. «Плата посильная, ‑ говорит Елена. ‑ Примерно в том размере, сколько нужно платить в месяц за некоторые кружки».

Семья Елены Липгарт / Фото: facebook.com/elipgart

Свободное время для кружков и экскурсий

Помимо учебного психологического комфорта у хоумскулеров есть еще один значительный бонус — достаточно свободного времени для дополнительных занятий. Дети Елены Липгарт посещают сейчас пять кружков: театр, рисование, балет, еще один танцевальный кружок, духовую студию. Раньше занимались верховой ездой и фигурным катанием. Кроме того, семья регулярно ходит в театры и на экскурсии.

Как все можно успеть, и, в первую очередь, маме, у которой, помимо двух учениц, еще двое маленьких детей? Дел, понятно, невпроворот: готовка, домашние хлопоты, а еще и контроль за обучением. Елена говорит, что как раз свободное время и помогает справляться с обязанностями. Если бы дети учились в обычном формате, то нужно было бы тратить часы на ежедневные уроки и дорогу. Вместо этого у мамы и детей есть время для спокойного освоения предметов.

По словам Елены, в обществе сложилось неверное представление о том, как протекает жизнь семьи на домашнем образовании. Кажется, что родитель выполняет роль учителя, но это вовсе не так, или так бывает только в самом начале. Задача родителя — научить ребенка пользоваться энциклопедиями, учебниками и пособиями, разбираться вместе с ребенком: отыскивать нужный материал, обсуждать его, выявлять важное, отсекать ненужное.

В доме Елены много настольных игр с элементами обучения, ряды энциклопедий и библиотека художественной литературы

Катя и Надя садятся за тренировочные задания на учебном сайте только тогда, когда у них появляется интерес, никто их не принуждает. Напрашивается вопрос: а если желание у ребенка не возникает вплоть до момента аттестации? По мнению Елены, трудно провести границу между семейным образованием и родительством, это «взаимопроникающие» понятия. И худшее, что можно сделать — это устроить школу дома. «Почему ребенок противостоит? Он сопротивляется. И путь не в том: „сделай то, сделай это“… Путь должен быть найден через переосмысление отношений с детьми. И тогда ребенок принимает твое желание помочь ему, вместо того, чтобы оказывать сопротивление», — делится она.

В понимании многих, заложенном еще с детства, школьное образование происходит линейно, постепенно, по плану. Мнение мамы-хоумскулера иное: процесс обучения идет не линейно, а спонтанно, скачками. Например, ребенку надо научиться писать буквы в прописи, а ему нравятся печатные буквы. Ну, не хочет он письменными! У родителя прострация: что делать? Проходит какое-то время, и вдруг возникает ситуация: он решает написать список продуктов письменными буквами, и вот получилось! Он садится, пишет в течение нескольких часов и почти сразу осваивает все прописи.

«Соответственно, когда у тебя много времени, ты можешь дождаться, когда у ребенка возникнет интерес в какой-то области знаний, ребенок в этот момент открыт для впитывания информации, и тут главное — быть готовым дать ему этот ответ. И когда все происходит именно так, ты чувствуешь благодарную отдачу», ‑ подводит итог Елена.

Сам придумываешь, сам создаешь

Многие думают, что у детей на домашнем обучении дефицит социализации. Жизнь семьи Елены опровергает доморощенный тезис, она ведет группув фэйсбуке «Клуб поддержки семейного образования» для того, чтобы «семейники» из разных районов Москвы и области нашли друг друга для создания встреч офлайн. Сегодня в этой группе уже почти 2500 участников. Многодетная мама организовывает и реальные мероприятия: «семейники» нескольких микрорайонов Западного округа Москвы начали собираться четыре года назад в библиотеке недалеко от метро «Молодежная». «Я свою роль вижу в создании атмосферы, среды, благодаря чему людям захочется привносить что-то свое», — рассказывает она.

Семьи приходят с детьми разных возрастов и не обязательно, что все занимаются одним делом. С одной стороны, это общение, встречи друзей, с другой — совместные обучающие занятия: поставили сказку на английском языке, дали концерт, попробовали парное обучение (когда один ребенок преподает другому какой-то предмет).

Нет диктата: одни играют в настольные игры, другие решают логические задачки, снимают мультфильмы

Чем больше семей в сообществе — тем лучше, они делят ресурсы и знания на всех сообща — наборы по робототехнике, «Юный физик», «Юный химик», шахматы, и т. д. Родители вместе с детьми общаются друг с другом, участвуют в играх и занятиях. Что важно, процесс происходит еще задолго до самой встречи: «Мы заранее готовимся, продумываем все до мелочей. Если это физические или химические опыты, например, то мы дома проделываем их несколько раз». Сообщество пробует новые форматы. Прошедшим летом, например, придумали провести лагерь на природе: «семейники», около сорока человек, две недели жили в палатках.


Если кто-то в данный момент решает перейти на семейное образование и думает, что будет учиться «круче», чем в школе, то его, конечно, могут ждать проблемы.

Альтернативное образование ‑ нелегкий путь: родителю нужно быть крайне гибким, самообразовываться, менять себя, свое мировоззрение, установки

Необходимо многое обдумать, предусмотреть, прежде чем принять такое важное решение для своей семьи. Кроме бонусов семейного образования, о которых уже говорилось, есть еще один, очень важный: если обычная школа разделяет детей по возрастам, то при семейном формате образования все находятся «в одной лодке». Братья и сестры много времени проводят вместе, они учатся взаимодействовать, помогать, гораздо глубже вовлечены в жизнь друг друга, отсюда — более крепкая привязанность.


ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:

12 фильмов, которые нужно посмотреть с ребенком. Антон Долин — о том, чему кино может научить школьника

«Мы плодим армии потенциальных безработных». Алена Владимирская — о том, как выбрать профессию, которая не умрет через 10 лет

«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». 5 радикальных тезисов Германа Грефа об образовании

mel.fm

кому он нужен, этот хоумскулинг?

Наверное, никто уже сейчас не сможет сказать со всей ответственностью, когда именно в жизнь родителей детей школьного возраста исподволь вошло и постепенно там обосновалось очередное нерусское слово «хоумскулинг». Возможно, это произошло после перевода на русский язык книги Ивана Иллича «Освобождение от школ» (Москва, «Просвещение», 2006). А может, еще раньше, и сама публикация книги стала возможной лишь на волне интереса к теме — теперь, наверное, уже никто не скажет со всей определенностью. Однако сейчас уже можно сказать, что слово вошло в обиход и прижилось, и породило русскоязычный аналог-кальку, «домашнее обучение» — термин пусть и не совсем не совсем корректный с точки зрения российского законодательства (которое оперирует термином «семейное образование»), но более предметно отражающий если не суть, то хотя бы содержание процесса.Теперь уже родительской общественности известно, что хоумскулинг, или домашнее обучение — это такая форма получения образования, при которой ребенок учится не в школе, а дома, и ответственность за то, чтоб это образование соответствовало государственным стандартам, несет не педагогический коллектив школы, а сами родители ребенка.Как правило, для большинства родителей интерес к домашнему обучению заканчивается в тот самый момент, когда они узнают, о чем идет речь. В самом деле, на первый поверхностный взгляд идея домашнего обучения может показаться родителям, привыкшим к системе условно-бесплатных государственных образовательных услуг, довольно абсурдной и нелепой.В самом деле — ведь разве не в интересах детей создана система обязательного государственного школьного обучения? Разве не является для каждого из них школа той самой «путевкой в жизнь», без которой вхождение в нее попросту невозможно? Разве не школьная система представляет для всех детей равные возможности для дальнейшего старта карьеры? Где, как не в школе дети получат все необходимые для этого знания; где, как не там же, они учатся дружить со сверстниками, общаться со взрослыми, взаимодействовать с противоположным полом? Как могут родители заменить педагогов, с которыми они никогда не смогут сравниться ни опытом, ни знаниями?Зачем пренебрегать уже созданной средой для получения образования — и в буквальном смысле слова «вставать на уши», чтобы организовать заведомо менее удобную среду у себя дома? Кому надо тратить на это деньги, силы и время?

Действительно, кому?

Мнение № 1: домашняя форма обучения необходимо только для больных детей, или детей-аутистов, неспособных вписаться в школьный коллектив.
Это мнение имеет под собой определенные основания: в самом деле, обучение физически нездоровых детей на дому практикуется не один десяток лет и является делом вполне привычным. Однако эта форма обучения не тождественна хоумскулингу: под домашним обучением больных детей подразумевается заочная форма школьного обучения, при котором ответственность за образование детей несет школа. Эта форма получения образования предполагает посещение ребенка учителями, которые дают ему уроки по всем предметам на дому. Между тем хоумскулинг никак не равен такому государственному варианту домашнего обучения: это иного рода образовательная система, целью которой является выработка у ребенка навыка самообразования на материале государственной программы и более широкого спектра знаний. Такая система может быть полезной и для нездоровых детей — но предназначена она для всех детей, желающих получить более глубокие и систематические знания, чем в школе. Что касается детей-аутистов, то для них хоумскулинг может быть вполне подходящей формой обучения — однако среди хоумскулеров аутистов куда меньше, чем в обычной школе. Если сравнивать социализованность домашних детей и детей, обучающихся в школе, то сравнение бывает обычно не в пользу последних. Дело в том, что домашнее обучение позволяет сделать особый акцент на воспитании личности, на построении правильной коммуникации между взрослыми и детьми — на что при школьном обучении обычно просто не хватает времени. Кроме того, имея меньше контактов со сверстниками, и имея много интересов, помимо молодежного общения, дети-хоумскулеры бывают гораздо более разборчивыми в своих личных связях и более способными на настоящую, преданную дружбу, основанную на сходстве интересов и целей, а не на самоутверждении, внутренней пустоте или скуке, что, увы, довольно часто бывает свойственно для школьных содружеств.

Мнение № 2 (вариант Мнения № 1): домашнее обучение подходит для особенных детей — самых слабых или самых сильных (даже школьные учителя готовы признать таковыми 10% учеников «снизу» и 10% «сверху»).

Вне всякого сомнения, для таких детей домашнее обучение просто-напросто показано — если, конечно, родители оказываются достаточно сознательными, чтобы это признать и сделать все для того, чтобы обеспечить ребенку подходящий учебный процесс. Для слабого ученика хоумскулинг — это шанс нормализовать свои отношения с обучением, что вполне реально в спокойной домашней обстановке, где нет постоянного стресса нахождения в коллективе и есть возможность овладевать учебным материалом в своем собственном темпе, никуда не торопясь. Главное для родителей слабого ученика — спокойно признать факт того, что ребенок не успевает и, вместо того, чтобы усиливать его стресс постоянным недовольством и попреками, помочь ему, встав на его сторону и изменив форму обучения. Что касается сильных учеников, то для них именно вариант домашнего обучения часто является максимально подходящим: находясь дома, такой ребенок может успевать гораздо больше, чем в школе, охватывать значительно больший объем материала и еще иметь время для получения знаний сверх программы. А для детей, одаренных в области спорта или искусств, домашнее обучение дает прекрасную возможность овладевать школьной программой в любое свободное время, остающееся от их основных занятий. То есть — безусловно, для нестандартных детей домашнее обучение вообще является идеальным форматом обучения. Однако нет никаких оснований считать, что формат домашнего обучения не может быть интересен для родителей обычных детей, без видимых проблем обучающихся в общеобразовательной школе. Дело в том, что общеобразовательная школа в целом ряде случаев дает выпускникам не столько реальный набор знаний, сколько их видимость. Выпускники общеобразовательных школ, сплошь и рядом, умеют читать — но не понимать смысл прочитанного, умеют повторять прописанные в учебниках мнения — но не мыслить самостоятельно, умеют писать — но не выражать свои мысли корректно и грамотно, умеют считать — но не улавливать смысл и логику в окружающих процессах. Причиной низкого качества школьного образования является сосредоточение внимания педагогов на выработке инструментальных навыков — чтения, письма, счета, и трансляции на аудиторию определенного объема информации, без анализа качества понимания этой информации. Практика показывает, что образование не бывает полным без формирования стойкого интереса к учебе и получения навыка постоянного самообразования. А ни того, ни другого школьная система, как правило, не дает — учиться самостоятельно человеку приходится самому, после школы — однако у домашних детей есть возможность привыкнуть к самообразованию на основе чистого познавательного интереса с самого раннего возраста.

Мнение № 3: домашнее обучение создано для детей из семей, принадлежащих к разнообразным малым социальным группам.

К таким группам относят, к примеру, этнические меньшинства или религиозные общины. Детям из таких семей домашнее обучение позволяет воспитываться в привычной для них традиции, без насилия над своей совестью и душой. На Западе и в самом деле религиозный мотив — один из самых распространенных при выборе домашнего обучения. Между тем не меньшее значение имеет и фактор этический — многие родители, вовсе не имея отношения к какой‑либо религиозной системе, выбирали хоумскулинг просто из желания вырастить детей порядочными людьми, чему, как известно, в школе не учат. В этом смысле хоумскулинг является универсальной педагогической методикой, одинаково подходящей для людей любой национальности с любой позитивной идеологией.

Мнение № 4 (вариант мнения № 3): домашнее обучение создано для детей из неблагополучных семей.

Это мнение основывается на ложной посылке, что в современном мире есть благополучные и неблагополучные семьи. Возможно, еще лет 20-30, а тем более — 50, это еще было так, то сегодня можно смело заявить, что бывают только более и менее неблагополучные семьи. Потому что современная ситуация такова, что в первые 7 лет совместной жизни распадаются более 50% всех семейных союзов, а это значит, что в большинстве семей с детьми школьного возраста нет мира и взаимопонимания между родителями и, как следствие — нет контакта и между родителями и детьми. И тут не имеют особого значения ни социальное положение семьи, ни ее достаток, ни национальность, ни даже вероисповедание. В подавляющем большинстве современных семей все члены семьи с каждым прожитым годом все более и более отчуждаются друг от друга, замыкаясь каждый в своем собственном квази-мирке с личными суррогатными удовольствиями. Для того, чтобы сделать такую семью семьей в полном смысле этого слова, нужен особый стимул — и домашнее обучение как раз и является таким сверхстимулом. Хоумскулинг, будучи сложной задачей, справиться с которой можно только сообща, является сильным способом для оздоровления отношений между всеми членами семьи. В этом смысле хоумскулинг показан практически всем, в качестве специфического средства для лечения проблем внутрисемейной разобщенности и дискоммуникации

Мнение № 5: домашнее обучение подходит только для детей очень обеспеченных родителей.

В самом деле, какие родители могут с чистым сердцем взять на себя ответственность за образование детей? Только те, которые могут нанять им приличных учителей и гувернеров, которые будут следить за тем, чтобы чадо старалось. Таким домашнее обучение и было в прошлые эпохи: учителя детям могли себе позволить нанять только представители высшего сословия. Однако современный хоумскулинг не следует считать аналогом «старого, доброго» домашнего обучения: это вполне демократичная форма получения образования, которая может быть по карману очень широкой аудитории. Потому что, на самом деле, хоумскулинг не требует обязательного контакта с учителями-предметниками. Это может быть так — если родителям по карману и действительно необходимо для ребенка — но в большинстве случаев (до 90%) присутствие учителя не требуется — во‑первых, ребенок получает все необходимые консультации в экстернате, на базе которого он проходит промежуточные и итоговые аттестации по ходу обучения, а во‑вторых — хоумскулинг осуществляется на базе методологии, позволяющей родителям руководить обучением детей самостоятельно, без участие наемных специалистов.

Мнение № 6: домашнее обучение подходит только для родителей, имеющих специальное педагогическое образование, или для ученых.

Это мнение имеет под собой определенное основание, потому что, в самом деле, учить детей дома, оставаясь полностью внешним по отношению к этому процессу, практически невозможно. В школе это представляется более реальным — хотя категория родителей, учащихся вместе со своим ребенком, достаточно широка и для школьного образования. При домашнем обучении родители, в самом деле, не смогут отстраниться от учебного процесс. Если они попробуют это сделать — ребенок рискует не научиться ничему. Как правило, родители, не готовые вкладываться в учебный процесс ребенка, являются сторонниками школьного обучения, а если их и заносит случайно в хоумскулинг — они, как правило, быстро в нем разочаровываются и возвращаются в лоно государственной системы образования. Однако уровень специальной подготовки родителей, которые хотят учить детей дома, вовсе необязательно должен быть очень высок: для начала нужно, на самом деле, только желание и готовность учиться учить своего ребенка самостоятельно. Если такое желание будет — средства найдутся. Таким родителям обязательно помогут специалисты в школах-экстернатах, обслуживающих детей, обучающихся на дому. Кроме того, в настоящий момент за рубежом разработаны эффективные методики, позволяющие родителям успешно руководить самообразованием своего ребенка без привлечения специалистов со стороны. Эти методики общедоступны и широко известны, осталось только адаптировать их для российской аудитории. И эти методики позволяют родителям участвовать в учебном процессе отнюдь не в роли педагога — чего в основном и боятся родители — а в роли управляющего процессом самостоятельного овладения ребенком учебного материала. Это принципиально важно, поскольку снимает большинство возражений и большинство беспричинных страхов, которые могут быть у родителей, выбирающих формат обучения для своего ребенка.

Мнение № 7: домашнее обучение возможно только в полных семьях, где один из родителей не работает.

Отчасти это мнение можно считать совершенно справедливым, поскольку в первую очередь хоумскулиг бывает успешным именно в таких семьях. Действительно, семья, в которой мать не работает и может взять на себя обязанности по воспитанию и обучению своих детей — идеальная модель домашнего обучения. По факту, таких семей гораздо больше, чем матерей, желающих взять на себя ответственность за обучение детей. В настоящее время типичной позицией матери-домохозяйки является забота скорее о своей внешности и досуге, чем об образовании детей. Забота о последнем сводится только к выбору школ, кружков, секций и логистике — отвести, привести, погулять, накормить. Как правило, средняя домохозяйка считает себя достаточно загруженной работой по дому, чтобы еще думать о качественном образовании детей. И наоборот — энтузиастами домашнего обучения как раз довольно часто бывают родители, не имеющие возможности не работать, и даже матери-одиночки (а в Америке сектор хоумскулинга и вовсе растет сейчас в основном за счет неполных семей). Потому что домашнее обучение требует особого внимания родителей только на самом начальном этапе, когда учебный процесс еще только запущен, а необходимые для самообразования инструменты учебы еще не сформированы. Обычно такой этап занимает от полугода до года, и в это время одному из родителей, в самом деле, может понадобиться прервать свою карьеру. Однако после окончания организационного периода необходимость в такой экстренной мере отпадет сама собой, поскольку ребенок уже будет способен учиться сам. Кроме того, хорошим подспорьем для запуска процесса домашнего обучения бывают сочувствующие: это могут быть и родственники, и друзья-единомышленники. Последним фактором часто необоснованно пренебрегают, поскольку сегодня быть несамодостаточным, зависимым хоть в чем‑то от других, даже самых близких людей, считается чем‑то неприличным. Между тем именно формат домашнего обучения удивительным образом способствует укреплению семейных и дружеских связей между людьми. Бабушки и дедушки, если их увлечь идеей и дать в руки методики, могут прекрасно заменять родителей если не все время обучения, то значительную его часть. Очень полезной бывает и кооперация двух и более семей, где несколько родительских пар делят между собой учебную нагрузку и обязанности по присмотру за детьми.

Очевидно, что если последовательно рассмотреть все распространенные мнения по поводу того, кому сможет быть нужен хоумскулинг, оказывается, что он может быть нужен куда более широкой категории людей, чем это может показаться на первый взгляд. Если же ответить на поставленный вопрос более предметно, то можно сказать так: хоумскулинг нужен всем родителям, в самом деле заинтересованных в качестве воспитания и образования своих детей; родителям, которые хотели бы вырастить своих детей яркими, неординарными личностями, а не серым серийным продуктом; родителям, желающим быть едиными со своими детьми, а не находиться с ними в конфронтации. Если Вы заинтересованы в том же — возможно, хоумскулинг нужен и Вам?

Наталья Геда.

school4you.ru

Хоумскулинг, анскулинг, нонскулинг, дескулинг...: olgapisaryk

Довольно регулярно натыкаюсь в жж на посты, в которых ломаются копья насчёт различных терминов, описывающих различные варианты хоумскулинга. Вот решила написать пост на эту тему с разьяснениями. Сразу и дисклэймер: я специально исследованием различных подходов и методик в хоумскулинге не занималась, так что это скорее любительский взгляд. Просто напишу то, что помню.


 

Для начала цитата из Википедии:


 

«Термином homeschooling или home school (домашняя школа), которое также называют home education (домашнее образование) или home learning (обучение дома) обозначают образование детей дома, обычно силами родителей, хотя не исключено и привлечение  других преподавателей, в противоположность обучению детей в государственных или частных школах. Вообще, до введения всеобщего государственного образования в развитых странах, обучением детей и занимались в основном родители, и сейчас во многих развивающихся странах родители являются основными учителями для своих детей, но так уж случилось, что термином хоумскулинг обозначают именно альтернативное формальному школьному обучение в развитых странах.»


 

 

То есть слово хоумскулинг это очень широкое понятие, просто обозначающее, что вы учите своих детей не в школе. Внутри хоумскулинга существует множество философий, методик, стилей обучения. Строго говоря, вариантов хоумскулинга столько, сколько есть семей на домашнем обучении. Как не существует абсолютно одинаковых семей, так не существует и абсолютно одинаковых вариантов домашнего обучения. Но некоторая классификация всё-таки присутствует, я так понимаю, больше для удобства классификаторов.


 

В хоумскулинге различают два основных подхода к обучению (или, если угодно, две различных философии): анскулинг и всё остальное.


 

Ансуклинг (unschooling) это метод, который предполагает отсутствие заранее спланированной программы обучения. Термин анскулинг в 1977 году ввёл в оборот Джон Холт в своём журнале «Растём без школы» (Growing Without Schooling). Анскулинг ещё иногда называют естественным обучением (natural learning) или образованием, которое определяет ребёнок, основанным на интересах ребёнка (child-led education, interest-led education).


 

Анскулинг не обозначает, что ребёнка ничему не учат, анскулинг обозначает, что ребёнка не учат на школьный манер, по заранее известной взрослым программе заранее определённому набору знаний. Холт говорил о том, что дети лучше всего учатся на своём опыте в соответствии со своими интересами, и он призывал родителей жить единой жизнью со своими детьми, а не создавать им какие-то специальные искусственные «условия» для обучения. Философия анскулинга предполагает использовать в обучении реальные ситуации и строить обучение детей на тех интересах, которые у них возникают в данный момент. Ребёнок, которого «анскулят», может пользоваться учебниками или посещать какие-то классы, но это не будет основой его образования. Как подчёркивал Джон Холт, в анскулинге не существует заранее предопределённого обьёма и состава знаний, которыми ребёнок должен владеть или овладеть.


 

Если, будучи на домашнем обучении, в 3-м классе  ваш ребёнок увлёкся химией и вы пошли и купили ему учебник, реактивы и помогаете ставить дома опыты – то это будет анскулинг. Если ваш ребёнок в 5-м классе увлёкся импрессионистами и вы пропадаете вместе с ним в музее, изучаете репродукции, читаете биографии и он делает копии – это будет анскулинг. Туризм, строительство моделей, ремонт автомобилей, изготовление одежды или вебсайтов – всё это анскулинг, если это интересы ребёнка, а не ваш план по его обучению. О философии анскулинга  много и хорошо пишет в своём жж Яна Зиниград yana_zinigrad .


 

ВНИМАНИЕ! С анскулингом мы не путаем нонскулинг – такое довольно радикальное для меня направление, когда родители вообще принципиально не вмешиваются в процес образования своего ребёнка. Когда сидение по 10-12 часов в день за компьютером в чатах, или играние в компьютерные игры, или смотрение телевизора целый день провозглашается как особый стиль обучения.


 

Ещё есть такое понятие как дескулинг (deschooling), которое обозначает период, во время которого ребёнок и родители пытаются распрограммироваться от школьного опыта, если таковой имел несчастье случиться, а также предпринимаемые по этому распрограммированию усилия. Естественно, относится это только к тем детям, которые уже успели походить в школу (в равной мере это относится и к их родителям).


 

Так, с анскулингом немного разобрались, пойдём дальше. А дальше – всё остальное.


 

Если у вас есть заранее определённая программа, по которой вы собираетесь учить своего ребёнка, то скорее всего ваш опыт хоумскулинга будет вписываться в одну из следующих категорий или методик: школа дома (School-at-home), дистанционная школа (distant school), зонтичная школа ( umbrella school), классическое образование (Classical education), включая тривиум (Trivium) и квадривиум (Quadrivium), образование по методу Шарлотты Мейсон (Charlotte Mason education), образование по методу Марии Монтессори (Montessory method), Вальдорфское образование (Waldorf education), образование по методу Томаса Джефферсона (a Thomas Jefferson education), unit study (не знаю, как по-руски будет правильно), единая программа, которую иногда ещё называют школой в коробке (school-in-a-box), ну и наконец эклектический стиль.


 

Школа дома (School-at-home), так же известная под именем традиционного подхода (The Traditional Approach) или структурированного подхода (The Structured Approach) наиболее близка по своей философии к традиционной школе. Могут использоваться те же учебники, что и в школе, ученикам задаются домашние задания, в обучении следуют установленной школьной программе.


 

Часто родители, практикующие такой подход к образованию, приписывают своих детей к зонтичной или дистанционной школе. Но этот метод может применятся,  если ученик и не приписан формально ни к какой школе. Тогда обычно покупают школу-в-коробке (school-in-a-box) – набор учебников и рабочих тетрадей по всем предметам за определённый класс, заботливо разработанных одним из специализированных издательств. В набор входят инструкции для преподавателя, а также могут входить и книги для чтения, и наборы для рисования или рукоделия, и наборы для проведения экспериментов.


 

Что такое дистанционные школы, наверное понятно (на ум приходит школа «Ешка»), а вот понятия зонтичных школ в Беларуси-России-Украине я не встречала. Про зонтичные школы я планирую написать отдельный пост, потому что мы приписаны к такой школе, а пока вкратце скажу, что это созданные государственными или частными школами альтернативные программы, призванные «помогать» хоумскул семьям выполнять установленные государством образовательные стандарты.


 

Классическое образование – ещё один камень преткновения русскоязычных хоумскулеров. Оно базируется на традиционной для Западной культуры философии образования, как её понимали в средние века и восходящей корнями к Древней Греции. Классическое образование предполагает преподавание тривиума (грамматика, логика, риторика) на начальной ступени и квадривиума (астрономия, арифметика, музыка, геометрия) на следующей ступени.


 

Возрождение интереса к классическому образованию связывают с появлением статьи Дороти Ли Саерс «Утерянные инструменты обучения».  Для пропаганды класической модели образования среди хоумскул семей много сделала книга Джесси Уайз и Сюзан Уайз Бауэр «Хорошо тренированный ум» (Jessie Wise and Susan Wise Bauer «The Well-Trained Mind»). В этой книге описывалась история классического образования, его ценность для семей, обучающих детей дома, давались советы по применеию классической программы в домашних условиях, давались аннотированные списки книг, разбитые по классам и предметам. В русскоязычной блогосфере о классическом образовании в условиях домашнего обучения много пишет Наталья Геда digital_geda .


 

Про Шарлотту Мейсон и её метод я уже немного писала тут. Метод Шарлотты Мейсон очень популярен в США и Канаде (за другие страны не берусь судить). Мне кажется он привлекает родителей прежде всего тем, что даёт очень широкое образование, не такой утомительный для детей, как например "классическое образование", но и не анскулинг. Шарлотта Мэйсон хороша тем, что из её методики можно брать как угодно много или мало и сразу применять в жизни. Живые книги, копирование, изучение музыки и живописи впишутся в любое расписание любого домашнего школьника. То есть метод Шарлотты находится где-то посередине между анскулингом и классическим образованием и этим привлекает множество родителей.

 

Про метод Марии Монтессори и Вальдорвфское образование, я думаю, не составит труда прочитать самостоятельно. В русскоязычном интернете достаточно информации. Оба эти подхода также встречаются в государственных и частных школах.


 

Unit study – для него есть какое-то специальное русское слово, которое я забыла – это подход к обучению, когда изучение большинства предметов строится вокруг одной темы. Например, мы изучаем пиратов: история – пираты в историческом контексте; география – географические открытия, морские пути, базы, места основных «подвигов», карты; наука – морская тематика, изобретения; арт – изучение картин с пиратами и кораблями; литература – Стивенсон «Остров сокровищ», письмо – представить, что ты мальчик, служащий юнгой на пиратском корабле и написать свой дневник.


 

В таком подходе родителей привлекает то, что обучение юнитами легко подстраивается под разные уровни подготовки детей и с его помощью можно одновременно обучать детей разного возраста. Ведь вокруг одного юнита  задания могут быть очень разными. Старшеклассники готовят доклад о биоразнообразии болота, а младшие школьники рисуют лягушку и комара. Если учесть, что большинство хоумскул семей имеют по нескольку учеников разного возраста, то такой подход достаточно привлекателен и популярен. Существуют даже школы-в-коробке, которые строят свою программу по принципу юнит-обучения.


 

Образование в стиле Томаса Джефферсона у меня уже нет сил описывать. Я с этим подходом никогда не встречалась, кроме как в Википедии в статье о домашнем обучении.  Кому интересно, вам - сюда.  Вообще, такое впечатление, что постоянно провозглашаются некие новые подходы к  домашнему образованию, так что можно уже и запутаться, если их все начать систематизировать и классифицировать.


 

На самом же деле во всех этих классификациях не слишком много смысла, потому что большинство семей придерживается эклектического подхода. О нём подробнее я планирую написать в другом посте, а общий смысл вы уже наверное поняли из названия. Каждая семья берёт от всех этих методик, методов и подходов к образованию то, что ей нужно, и столько, сколько ей нужно. Математику можно изучать по школьному учебнику, языками заниматься следуя духу классического образования, музыку и арт изучать по методу Шарлотты Мейсон, а историю, географию и естественные науки учить, как завещал Джон Холт, по мере возникновения интереса у ребёнка.

Не уверена, пролила ли я свет на терминологию хоумскулинга или наоборот запутала вас ещё сильнее, но чувствовался заказ на такой текст и я как могла заказ этот выполнила. Не судите, как говориться строго. Информации действительно очень много и невозможно её вписать в рамки одного поста.

P.S. Вот ещё ссылка на статью Натальи Геда о домашнем обучении. Для более полной картины, так сказать.

 


olgapisaryk.livejournal.com

что это такое и с чем его едят?

В последнее время среди осознанных родителей все чаще обсуждается тема хоумскулинга для детей. Кто-то принимает такой стиль обучения для своего ребенка лишь на теоретическом уровне и, в конце концов, когда приходит время, протискивается в систему, выбрав подходящую школу; более смелые всерьез задумываются о домашнем образовании для своих чад, подходя к вопросу вплотную.

О том, как на сегодняшний день в Украине обстоит дело с хоумскулингом на законодательном и идейно-личностном уровне, рассказала мама троих «хоумскулеров», киевлянки Алины Туз, которая является основателем подобной семейной школы.

Итак, после того как родители приняли решение не сажать своего ребенка за школьную скамью, а предоставить ему относительную свободу в развитии способностей, культивации интересов и приобретении тех или иных знаний в рамках семьи, они сталкиваются с государственной машиной. Здесь наиболее распространенным вопросом остается: насколько такая свобода возможна в системе современного общества, в частности украинского?

При переходе на домашнее обучение есть два варианта поведения:

1. Путь наименьшего сопротивления – дистанционная форма в тех школах, где это возможно.

2. Драка за экстернат в любой государственной школе. Родители могут доказать свое право обучать ребенка, опираясь на старый Закон об образовании (ст. 57), Положение об экстернате (часть 1 п. 1.3), Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола 1). Это реально – есть прецеденты.

В новом Законе об образовании наконец-то появилась семейная (домашняя) форма получения образования. Но для того, чтобы родители могли прийти в произвольную школу и договориться о семейной форме обучения, нужно отдельное положение о том, кто и как аттестует «семейников», – говорит Алина Туз.

Основными аргументами родителей, выступающими за домашнее образование, являются не только несовершенство современной школьной системы: перегруженность детей (отсутствие свободного времени для развития своих способностей), отсутствие индивидуального подхода к ребенку, авторитарная оценочная система в школах, – но и полная уверенность в естественной потребности каждого человека познавать мир.

Именно последнее подводит некоторых «несистемных» родителей к выбору анскулинга – необучения. Здесь, в отличие от хоумскулинга, не должно быть вообще никакой системы образования и привязки к школе – только живой интерес ребенка, подпитываемый родителями. Автор этого метода обучения – Джон Холт. Где-то в 70-х годах прошлого века американец, вдохновившись природной любознательностью детей, их постоянным желанием узнавать что-то новое, а не планом родителя по обучению чада, положил начало целому направлению в домашнем обучении. «Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, он по своей воле обращается к следующей теме», – говорят поклонники анскулинга, настаивая на том, что они совершенно не ставят целью изменить систему образования или бороться со школой. Они вовсе не хотят иметь отношения к этой системе. Однако на сегодняшний день в Украине анскулинг на законном уровне невозможен.  

– Анскулинг означает свободное обучение, без привязки к школе. Родители ориентируются не на тесты, программы, учебники, а на интересы, увлечения и темпы развития ребенка. В некоторых штатах США и Канаде родители могут сами выдать документ об образовании: «Мы, родители такого-то, имеем высшее образование такое и такое, учили ребенка дома», – все! В Украине раз в месяц, семестр, год ребенок должен пройти оценивание, чтобы попасть в следующий класс. Так или иначе он должен усвоить содержание программ МОН и получить аттестат государственного образца. Считаю, что из-за такой жесткой привязки к стандарту анскулинг у нас невозможен, – подчеркивает Алина Туз.

Возвращаясь к возможностям домашнего образования в нашей стране, обратимся к наиболее распространенным вопросам родителей, которые готовы дать детям относительную свободу в обучении в рамках системы. Опытные родители хоумскулеров уверяют, что зачастую дети, получающие домашнее образование, в разы быстрее и увлекательнее проходят школьную программу. При этом у начинающих хоумскулеров одним из самых актуальных остаются вопросы, насколько далеко в школьную программу сможет углубиться сам родитель и где та черта, за которой он просто не сможет быть проводником знаний для своего ребенка в силу сложности программы старших классов?     

– По моему субъективному опыту, родитель может уверенно курировать школьную программу до 6-го класса включительно. Но здесь следует учесть и количество детей. В моей семье на домашнем образовании трое детей – это 3-й, 5-й и 7-й классы. Если ребенок один – можно дойти и до 11-го класса, вместе с ним изучая тот или иной предмет. Надо только научить ребенка работать с информацией. Очень советую послушать вебинары М. Ягодкина, основателя Аdvanced, об умении структурировать и запоминать информацию. Важно также помочь старшим детям организовать процесс – выделять время для занятий, соблюдать дедлайны. Мы, например, столкнулись с тем, что закрыть программу средней школы силами одной семьи не можем. Оказалось самое удивительное: детям интересно не просто сдать, а таки знать. А родительского багажа не хватает для вдохновленного погружения в украинский язык, химию, биологию, историю уже на уровне седьмого класса. Отдать снова в «серый домик» – не отдадим, – говорит автор семейной школы.

Что до естественных мотиваций в обучении, удержания интереса ребенка и систематизации, то опытный родитель хоумскулеров настаивает на том, что четкого непоколебимого и неизменного распорядка дня следует избегать, чтобы не превратить домашнее образование в ту же школу.

– Не стоит превращать дом в школу с уроками по 45 минут, а родителей в классических учителей. Организация и расписание нужны для удобства – не более. Дома у вас есть возможность наблюдать за детьми, за собой и учиться более естественным способом. На примере нашей семьи скажу, что младшему третьекласснику нужен определенный ритуал: утро – значит учимся, одно или два занятия – и 2 часа свободного времени. Ритуал и привычка позволяют почти полностью устранить нытье: «не хочу, не буду писать, считать, говорить по-английски». Еще очень важно заинтересовать учебой, пока дети маленькие. Поэтому учимся играя и играя учимся. Не заставляю, а убеждаю, аргументирую. А если ну совсем нет настроения – не учимся. День, два, три – после догоняем с полными силами и настроением, – рассказывает Алина Туз.

Что такое хоумскулинг для запорожских родителей и насколько сложно адаптироваться ребенку-«домашнику» при необходимости в классической школе, рассказала мама троих детей, основатель центра осознанного родительства «Цветок жизни» Таисия Степина.

– Считаю, что хоумскулинг – это сплоченное семейное решение, это стиль жизни, а не спонтанные необдуманные действия. В нашей же ситуации получилось все довольно спонтанно, в силу образа жизни. С первого класса моя дочка была на домашнем обучении. И получилось так не из-за каких-то принципов, а из-за того, что мы все время путешествовали. Мы решили учиться дома, но при этом я понимала, что сама не смогу все это дело осилить. Нам повезло, что был на примете очень хороший учитель – творческий человек, который работал частным образом. Мы пригласили ее поработать к нам домашним учителем. Потом, посмотрев на то, насколько загружены дети в школе, мы пришли к выводу, что хотим и далее заниматься дома. Однако в пятый класс нам пришлось пойти в школу, поскольку мы уже не могли финансово позволить себе обучение на дому, – поделилась Таисия Степина.

Сейчас дочь Василиса учится в лицее «Перспектива», и, по словам мамы, ей там очень нравится, и не было никаких проблем с адаптацией. Что до оценок, Таисия уверена: они не имеют решающего значения в жизни дочери, ведь главное – это отношения, присутствие здесь и сейчас.   

– Я вообще никак не стимулирую ребенка к обучению и не мотивирую. Если я вижу, что у нее что-то не идет или нет настроения, то я не настаиваю. У меня нет вопроса о том, кем она хочет быть в будущем или что делать, мне интересно, что дочка хочет делать прямо сейчас. Меня не интересует, какие у нее оценки или успехи в том или ином предмете – меня интересует только то, как складываются ее отношения с другими ребятами и учителями. Думаю, что отношения – это самое важное. Для меня важно то, что она с улыбкой убегает в школу и в хорошем настроении оттуда приходит. Все остальное – это мелочи. Человек может научиться чему угодно вне школы. Сейчас век открытой и доступной информации, было бы желание научиться. И для взрослых главное – не убить желание ребенка учиться, узнавать и познавать мир, – считает Таисия Степина.

Скептики в вопросе хоумскулинга часто говорят о большой моральной ответственности родителей, принимающих решение давать ребенку домашнее образование. Однако само родительство – уже огромная ответственность, которой не избежать, так стоит ли бояться идти навстречу свободе в воспитании и обучении своего ребенка, предоставляя ему самому выбор и место для творчества? Здесь, пожалуй, единственно важный вопрос – это вопрос мотивации родителей будущих хоумскулеров.

– Все стремятся к лучшему для детей. Но мало взрослых готовы отдать им львиную долю своего времени и внимания. Если родители любят и хотят быть с детьми – это лучший повод для хоумскулинга. Обычно мыслящие люди просто вынуждены не отдавать ребенка в школу, чтобы не покалечить его. Иногда этого основного инстинкта хватает для домашнего обучения, иногда нет. В конце концов, обучение на дому требует значительных вложений времени, денег, усилий и не может быть панацеей, – говорит Алина Туз.

В то же время мама хомскулеров считает, что для обучения ребенка на дому родителю вовсе не обязательно полностью отказываться от себя и своих интересов. Но и не продумать свой стиль жизни, не взвесить все за и против заранее – глупо и безответственно.  

– Если вы забрали ребенка из системы, но не создали условий для обучения на дому – ничего хорошего не получится. Лично знаю 4 примера, когда работающие мамы переводили подростков на домашнее обучение, а через полгода-год возвращали в школу из-за непрерывных компьютерных игр и лени. Но и жертвовать собой, с головой погружаясь в детский мир, не стоит. Хоумскулинг хорошо сочетается с фрилансом, дистанционной работой, проектами под заказ, если профессия позволяет. Можно рассчитывать, что на обучение ребенка без репетиторов нужно по 2–3 часа в день, – констатирует Алина Туз.

Иногда ответом на вопрос «школа или дом?» может стать настоящий взгляд не только на себя – собственные возможности, – но и на своего ребенка: какой он, каковы его желания и устремления? Ведь, по словам нашего эксперта, есть дети, которым показан коллектив. Здесь важен аспект разумного выбора коллектива, который не сломает, а поможет и вдохновит. 

– Да, есть дети, которым важно быть на виду, быть лидерами, заводилами. Для самореализации таким звездочкам необходим коллектив и если не государственная, то семейная школа, – подчеркивает Алина Туз.

Так или иначе, вопрос быть или не быть хоумскулингу именно в вашей семье, как правило, решается коллегиально и взвешенно. Оформить документы для заочного обучения или найти лазейку для экстерната собственному ребенку – не такая большая проблема при желании; иное дело – трезвое понимание того, что в домашнем образовании именно родители должны стать главными катализаторами, не диктаторами, а увлеченными мотиваторами для собственного ребенка.

– Наблюдая за родителями хоумскулеров, могу сказать, что все они разные и домашнее обучение у них тоже разное. Общей чертой, пожалуй, является то, что родители дают ребенку возможность быть собой: подмечают, к чему ребенок тянется, подтягивают книги, видео, кружки, секции, курсы этого направления. Сдерживают свои родительские амбиции: чтобы быстрее читал, считал и играл на скрипке, принимают индивидуальный темп развития и способности ребенка. В общем, точным описанием здесь может быть тьюторский подход: мы здесь, рядом, готовы выслушать, поддержать, подсказать, но это твое обучение и твоя жизнь, – подытожила Алина Туз.  

 

osvitanova.com.ua

Анскулинг и хоумскулинг - Православный журнал "Фома"

Родители не очень довольны школой, дети не очень ее любят. Это, кажется, вечная ситуация. Но у сегодняшних родителей больше альтернатив, чем раньше, и все чаще семьи ими пользуются, выбирая для своих детей альтернативные формы обучения. Что это значит? Что семьи на самом деле выбирают, когда речь идет об «альтернативных формах обучения» или «альтернативных школах»?

Пожалуй, альтернативная школа — это все, что не массовая школа. Кадетский корпус — да. Православная школа — да. Частная школа — да. В каждой из них жизнь организована иначе, чем в обычной школе во дворе: по-другому набраны классы, или иначе устроен учебный день, или по-другому ведется преподавание.

А вот гимназии или лицеи? Четкой грани между обычной и необычной, массовой или «штучной» школой нет. Многие школы, которые начинали как авторские, альтернативные, со временем приблизились к обычным школам. И, наоборот, некоторые государственные, вполне себе массовые школы под руководством умных интересных директоров стали резко выделяться на фоне других.

В среде людей, которые давно интересуются альтернативными формами обучения, давно уже пользуются терминами «анскулинг» (нешкольное образование) и «хоумскулинг» (семейное образование). В чем разница — объясняет Лара Покровская, шеф-редактор журнала «Семейное образование»:

«В отличие от Канады или США, в нашей стране анскулинг не разрешен законодательно.

Анскулинг означает, что ребенок вообще не учится по школьной или даже самостоятельно составленной родителями программе, и государство не регламентирует его обучение.

Ребенок развивается в своем темпе и своим путем, исследует мир так, как его ведет собственная тяга к познанию. Изучает то, что ему интересно в каждый конкретный момент времени, здесь и сейчас. Без какой-либо системы. Анскулинг — это, можно сказать, образ жизни всей семьи. Максимальная свобода — самовыражения, исследования, передвижения, образования. Дети в результате обычно способны поступить в выбранный ими вуз, потому что у них есть внутренняя мотивация. Их желания, их усилия, их воплощение. Не навязанные никем и ничем.

Фото Kelly Hogaboom

Хоумскулинг (законодательно закрепленный термин «семейное образование») — это обучение дома по программе общеобразовательной школы, со сдачей аттестаций (как минимум итоговых — ОГЭ и ЕГЭ). То есть школа как бы переносится на дом.

Часто встречается средний между хоумскулингом и анскулингом вариант: «семейники» обучаются по любой альтернативной методике, а параллельно готовятся к сдаче аттестаций.  Аттестации в данном случае служат формой контроля соответствия знаний ребенка требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). То есть ребенок параллельно обучается по двум программам — обучается «для себя» по альтернативной методике и сдает аттестации «для галочки», доказывая знание программы общеобразовательной школы.

Есть в нашей стране и настоящие анскулеры, но их не много, обычно такие люди стараются не афишировать свой выбор.

Что касается альтернативных школ, на наш взгляд, любая школа, которая отличается от обычной школы, — альтернативная. Это и Монтессори-школы, и вальдорфские, и школы, работающие по авторским методикам. Государство лицензирует школы, но альтернативная школа может не иметь аккредитации, не выдавать аттестат установленного образца; в ней может не быть классно-урочной системы, дети могут быть собраны в разновозрастные группы.

Часто альтернативные школы договариваются о централизованной сдаче экзаменов: прикрепляются к аккредитованной и лицензированной школе, и дети сдают экзамены вместе с ее учениками.

Иногда несколько семей принимают решение учить своих детей вместе. При этом, учителями могут выступать либо сами родители (каждый — в той области, в которой он хорошо разбирается), либо нанятые преподаватели. Дети при этом числятся на семейном образовании, а объединение семей в своеобразную семейную школу происходит без лицензии, и уж тем более без аккредитации.

Одним словом, при семейном образовании дети учатся дома (с родителями или репетиторами) или в малых группах в альтернативных или семейных школах — в дружелюбной «семейной» обстановке. Все это делается ради интересов ребенка и семьи, ради того самого индивидуального подхода, которой не учитывает общеобразовательная школа.

Фото Юлии Маковейчук

Разумеется, существуют интересные школы, государственные и частные, работающие в рамках государственной программы, аккредитованные и лицензированные. И реальный, не на словах, индивидуальный подход подразумевает, что если ваш ребенок хочет в школу, то он идет в школу. Но не потому что «так надо» и «все так делают», а потому что ребенок сам захотел».

Сразу поясним: лицензия — это документ, дающий школе право вести образовательную деятельность. Аккредитация — свидетельство о том, что она дает образование на уровне государственных стандартов (на каждом из уровней образования: начальная школа, средняя, старшая). Иногда у школы может быть лицензия, а аккредитацию не получает — например, потому, что в ней нет учителя какого-то предмета или особо оборудованных кабинетов. Школа не может официально работать без лицензии, а без аккредитации может — только не может выдавать аттестаты; в этом случае ее ученики сдают экзамены в другой школе. Отдавая ребенка в альтернативную школу, надо хорошо понимать, что это за форма работы, где ребенок будет сдавать экзамены и получать документы об образовании.

Продолжение здесь…

На заставке фото Юлии Маковейчук

foma.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *