Предметы на факультете журналистики – , : ,

    Содержание

    Журналистика: мифы и реальность

    Журналистика: мифы и реальность

    Мало на земле профессий, которые со стороны кажутся столь же романтичными и авантюрными, увлекательными и полными высокого творчества. Про представителей этого ремесла снимают кино и пишут приключенческие романы. Но разоблачать мифы о журналистике начали тоже давным-давно - и Мопассан, и Чапек, и, наконец, пресловутая “Вторая древнейшая профессия”. И все же обаяние легенды оказывается сильнее…

    Миф №1: Общительность и обаяние - главный залог успеха

    Безусловно, некоторые воспитанные в раннем детстве качества журналисту необходимы, но вовсе не быстрота реакции и наглость, как принято считать. Очень важно обладать бесконечным любопытством и получать удовольствие от узнавания нового. А, кроме этого, должна присутствовать почти физическая потребность рассказывать это новое окружающим. Такой человек не может успокоиться до тех пор, пока не превратил увиденное или услышанное в связный рассказ. Вот это свойство привить невозможно, оно либо уже сформировалось, либо нет.

    Что же касается общительности, то здесь все не так просто. Понятно, что приходится разговаривать, задавать вопросы, не всегда приятные, и вообще, несколько навязывать свое общество. Но неверно думать, что журналисты не испытывают известного смущения, общаясь с незнакомыми людьми. Однако желание получить информацию оказывается сильнее.

    Известно много великолепных профессионалов, которые выглядят и ведут себя как абсолютные интроверты. Некоторые застенчивы, другие молчаливы и чудаковаты. Но, обладая искренним и неослабевающем интересом к окружающему миру, умеют расположить к себе людей, а поэтому получают ровно столько информации, сколько им нужно.

    Наглость и бесцеремонность, вопреки распространенному мнению, порой даже вредны журналисту. Они свидетельствуют о недостатке твердости характера и упорства. А упорство, целеустремленность - одно из наиболее важных качеств в этой профессии.

    Миф №2: Если ребенок хорошо пишет сочинения в школе, значит, у него есть склонности к журналистике

    Безусловно, умение писать тексты приближает к профессии. Даже на телевидении и радио вначале существует печатный текст, а потом уже картинка или звук. Но сказать, что журналистика - это удел гуманитариев, людей, склонных к образному мышлению, будет неправильно. Сегодня журналистика становится все более аналитичной и жесткой. Публицистика “толстых журналов” постепенно вытесняется бесстрастной аналитикой и сухим репортажем - и это общемировой процесс. Посему наиболее востребованы и успешны те, кто умеет логически мыслить, отделять главное от второстепенного, структурировать информацию и т.п.

    Опытные журналисты признаются, что в нестандартной ситуации они будто наблюдают со стороны за происходящим, и рефлекторно придумывают слова и фразы, складывая их в печатный текст. Телевизионщики - соответственно, в картинку на экране… Вот этот “описательный” тип реакции на окружающее делает просто любопытного человека журналистом.

    Миф №3: Сначала нужно выучиться, а затем - работать

    Оценить свои склонности и возможности в журналистике можно лишь практическим путем. И чем раньше случится первый опыт, тем лучше.

    Школы юнкоров существуют и сегодня. Они работают при крупных газетах и журналах, при университетах и Дворцах юношеского творчества. Учеба в подобной школе хороша тем, что позволяет получать навыки и одновременно публиковаться - газеты с удовольствием отдают на откуп юнкорам небольшие новостные заметки, особенно на школьные темы. Это надежный тест профпригодность.

    Если к окончанию школы у абитуриента факультета журналистики за плечами пара десятков публикаций и еще столько же “в столе” - тогда можно о чем-то говорить.

    Кстати, при поступлении наличие минимум пяти публикаций обязательно. К тому же необходима рекомендация творческого коллектива редакции или издательства. И куда лучше, если характеристику выдадут не потому, что в редакции работают добрые знакомые родителей.

    Можно пойти и более прямым путем: позвонить или прийти в редакцию газеты или радио и предложить себя в качестве внештатного корреспондента, согласного бесплатно делать простую работу. Это может быть подбор справочной информации, помощь в сборе материалов для редактора и т.д. Как правило, в редакции всегда не хватает людей именно для рутинной работы. Но, очутившись внутри редакционной жизни, можно наблюдать за работой журналистов, изучать принципы построения номера и методы сбора информации. Вероятность того, что в какой-то момент поднаторевшему новичку предложат корреспондентскую ставку, достаточно велика. Нужно лишь обладать выносливостью, упорством и готовностью учиться.

    Миф №4: Учеба на факультете журналистики - это веселая компания плюс ненавязчивое обучение правильной улыбке перед камерой

    Дилетанты широкого профиля - так иногда называют своих студентов преподаватели факультетов журналистики. И действительно, чему только не приходится учиться будущим золотым (и прочим) перьям России. В отличие от большинства западных стран, где журналиста компактно (месяца за три) обучают исключительно профессии, наши программы полны нужными, сомнительными и совершенно точно ненужными дисциплинами. Если, конечно, речь идет о серьезных учебных заведениях, а не частных ускоренных курсах.

    Во-первых, курс современного русского языка (к сожалению, не всеми осваиваемый). Если добавить сюда стилистику и редактирование, то можно сказать, этим журналист занимается все пять лет. Диктанты, контрольные, рефераты - неизменная и весьма муторная составляющая “беззаботной” студенческой жизни.

    Во-вторых, вся художественная литература - от античной до современной западной, от частушек до Пелевина с Сорокиным. Понятно, что студентам приходится читать горы книг, не только увлекательных, но и невыносимо нудных. Потому экзамены по литературе - это серьезное испытание на верность профессии.

    А еще история отечественной и зарубежной журналистики, издательские технологии, иностранный язык, социология, право, политология, рекламное дело.

    Кроме того, в программе есть множество предметов, напрямую не связанных с профессией, но добавляющих эрудиции и развивающих гибкость ума, - философия, психология, религоведение, логика, экономика.

    Понятно, что с каждым годом все больше внимания уделяется технической стороне работы журналиста. Если раньше все ограничивалось курсом по фотоделу и парой-тройкой практических занятий в учебной телестудии, то современные студенты серьезно осваивают электронные СМИ, компьютерный дизайн и верстку, информатику и математику …

    Миф №5: Факультет журналистики может научить профессии

    Один из самых загадочных предметов, изучаемых студентами журфака, называется журналистским мастерством. Или основами журналистики. Или основами творческой деятельности журналиста. Полное имя зависит от фантазии руководства института.

    Обучение этому предмету состоит из пространных лекций и разбора студенческих работ. Хорошо, если лекции читают приглашенные “звезды” - практики, которые ежедневно и ежечасно сталкиваются с “основами творческой деятельности”. (Хотя мало кто из них может внятно объяснить технологию собственного труда, подразумевающую личные связи, интуицию и харизму). Хуже, когда мастерству учат педагоги, давно отошедшие от практической работы.

    Несмотря на безусловную и неоспоримую ценность общегуманитарного образования, которое дает хороший институт, творчески журналиста формирует практика.

    Миф №6: Работа журналиста - это сплошные детективные расследования, интервью со звездами и пресс-конференции с фуршетами

    На самом деле придется, по крайней мере, первое время, писать информационные заметки, длиной в пять-десять строк, составлять простенькие сообщения, собирать сведения для обзоров. Черновая работа, из которой состоит на три четверти деятельность опытного журналиста, у новичка занимает все время.

    Прежде чем будет опубликовано самое обычное интервью, например, с рядовым чиновником, нужно сделать следующее: - понять, с кем нужно поговорить и о чем, - найти необходимый телефон, звоня в разные отделы и подразделения ведомства, - провести долгие и нудные переговоры с секретарем, пытаясь вежливо реагировать на глупые вопросы, - в нужное время приехать и попытаться вытянуть из чиновника хоть что-то, отличающееся от официальных документов, - расшифровать пленку (то есть напечатать все, что на ней записано), - из полученного невнятного бреда соорудить живое и увлекательное интервью, - отправить его чиновнику на согласование, - попытаться убедить чиновника, что его правка делает материал нечитаемым, - внести правку и опять отправить материал на согласование (этот этап может повторяться многократно), * сократить интервью, потому что оно оказалось в полтора раза длиннее, * успеть сделать все вышеперечисленное в срок, несмотря на то что чиновник явно никуда не торопится.

    Бесконечные звонки, поиск, иногда изнурительный, нужной информации из самых разных источников, преодоление сопротивления тех, кто не хочет вмешательства прессы в свои дела, поездки из одного конца города (или страны) в другой, постоянная готовность сорваться с места - без этого журналист не может стать настоящим мастером. Статья, репортаж, телепередача - это лишь вершина айсберга, результат огромного труда.

    Миф №7: Журналисты много зарабатывают

    Предвижу саркастические улыбки коллег, читающих эту фразу. Безусловно, заработки журналистов, особенно в печати, внушают пессимизм. Сегодня корреспондент серьезного федерального издания может заработать на основном месте не больше 500 долларов (в Москве, конечно, в провинции цифра уменьшается в два-три раза), редактор - около 700. На крупных телеканалах вроде ОРТ и ТВС уровень зарплат, безусловно, выше. Там $1,5-2 тыс. реальность даже для корреспондента, если он готовит сюжеты по первой необходимости. А это значит в любое время суток, в любом месте необходимо оказаться именно тогда, когда требуется.

    Кстати, телевидение, несмотря на романтическую привлекательность, обладает потрясающим свойством хоронить таланты. Единицы получают возможность выжить в конкурентной борьбе за эфир - и методы при этом применяются не всегда парламентские. Остальные на всю жизнь остаются редакторами (с бешеным ритмом работы и небольшими зарплатами), помощниками - словом, “за кадром” вожделенной картинки. Возможно, что низкий уровень оплаты журналистского труда породил явление, называемое “джинсой” - статьи со скрытой рекламой фирмы, товара или политика. При этом заинтересованные лица платят непосредственно журналисту, а он делится с редактором.

    Миф №8: Жизнь у журналистов - интересная!

    А вот это как раз не миф! Журналистика действительно безумно интересная профессия. Для тех, кто ее любит и ей владеет.

     

    Ольга Черномыс,

    http://www.yojo.ru

    __________________________

    Это может быть интересным:

    moeobrazovanie.ru

    Ключевые дисциплины образовательной программы — Образовательная программа «Журналистика» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    Обучение на программе бакалавриата «Журналистика» в Высшей школе экономики строится из 5 основных элементов:

    1. Общий цикл дисциплин

    • Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — начало первого курса
    • Философия — 1 курс
    • Социология — 1 курс
    • Право — 1 курс
    • Психология — 1 курс
    • История — 1-2 курсы
    • Экономика — 1-4 курсы
    • Физическая культура — 1-4 курсы

    2. Профессиональный цикл дисциплин (Major)

    Этот цикл составляет основу бакалаврской программы, на него приходится две трети всех зачетных единиц. Часть дисциплин цикла являются базовыми (обязательными), часть выбираются самим студентом. Обязательными предметами для студента бакалаврской программы «Журналистика» являются:

    • Базовые инструменты журналистики (тексты, фото, видео, аудио, верстка и основы дизайна СМИ) — 1 курс
    • История и теория медиа — 1-4 курсы
    • История и теория литературы — 1-2 курсы
    • Теория и практика русского литературного языка — 1-2 курсы
    • Политология — 2 курс
    • История и теория культуры (на англ. яз.) — 3 курс
    • Теория и практика межкультурной коммуникации (на англ. яз.) — 4 курс

    Дисциплины по выбору существуют на всех курсах, их список актуализируется каждый год и включает часть предметов на английском языке. В 2016-2017 академическом году в их числе Техника речи, Тексты на английском (англ.), Мастерство интервью, Документальное кино, Зарубежные СМИ, Мастерство журналиста-международника, Картографирование российских и зарубежных медиаиндустрий (англ.), а также многие другие.  

    3. Дополнительный профиль (Minor)

    Дисциплины этого профиля позволяют студентам получить знания и компетенции в тех областях, которые отличаются от основного направления подготовки. Студенты выбирают свой Minor самостоятельно в конце первого курса. Специализация дополнительного профиля может быть любой: ничто не мешает студенту-журналисту выбрать, например, майнор по программированию или менеджменту. Дисциплины майноров изучаются в специально выделенные дни на втором и третьем курсах. Список майноров, доступных студентам прошлых лет.

    4. Проектная и исследовательская работа

    Помимо подготовки курсовых и выпускных работ, а также прохождения практики в аккредитованных при факультете медийных компаниях, студенты участвуют в проектных и научно-исследовательских семинарах. Программы семинаров ежегодно обновляются. В 2016-2017 академическом году бакалавры-журналисты будут изучать на 2 курсе Дизайн и методы медиаисследований, Анализ медиатекста, а на 3 курсе — Визуальные исследования и Анализ потребительского поведения.

    Исследовательскими и творческими проектами студентов на ОП «Журналистика» руководят опытные сотрудники Департамента медиа ФКМиД и привлечённые специалисты-практики из самых авторитетных СМИ России.

    5. Государственная итоговая аттестация 

    Для бакалаврской программы «Журналистика» формой итоговой аттестации является государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы (диплома). Каталог выпускных квалификационных работ студентов прошлых лет.

    Дополнительно 

    Всем студентам бакалавриата предоставляется возможность бесплатно изучать английский язык. Общий объём — 14 зачетных единиц: на первом курсе — 8 кредитов и обязательный внутренний экзамен, на втором — 6 и внешний независимый экзамен по английскому языку.

    На четвертом курсе предлагается двухкредитный курс «Академическое письмо на английском языке», а студенты имеют возможность написать и защитить свою выпускную квалификационную работу на английском языке.

    www.hse.ru

    Журналистика как предмет изучения

    Входя в мир журналистики, важно прежде всего представить этот мир в его целостности и составляющих элементах, определить смысл, вложен­ный в понятие «журналистика».

    Чтобы возможно более полно представить журналистику как важней­шее социальное явление, недостаточно обратиться только к еженедель­ной программе телевидения и радио или в киоск, где продают газеты и журналы. Ведь огромное количество распространяемых по подписке и в розницу газет и журналов, совокупность многочасовых (и круглосуточ­ных) программ телевидения и радиовещания, передаваемых по множест­ву каналов, - это только конечные продукты индустрии информации. Но чтобы этот «продукт» попал к читателю (слушателю, зрителю), надо обеспечить согласованное и взаимоувязанное функционирование мно­жества инфраструктур. Прежде всего это информационные агентства, международные информационные сети, пресс-службы, рекламные и другие организации, снабжающие журналистику разнообразными материалами. Выход печатных изданий, теле- и радиовещание обеспечиваются развитой системой технических служб (полиграфия, радиотелевизион­ная техника, наземные и космические линии связи) с огромной армией работников. Журналистика немыслима без служб «доставки» информа­ции в аудиторию. Формированием и реализацией правовой базы, кон­трольной деятельностью и т.п. занимаются государственные органы (парламентские комитеты и комиссии, президентские и правительствен­ные структуры, правоохранительные органы), важную роль играют объе­динения журналистов и т.д. Необходима для журналистики и система научных учреждений и учебных центров.

    В соответствии с нуждами общества журналистика быстро изменяет­ся и количественно и качественно. Конечно, в различных странах и ре­гионах состояние журналистики различно. Если, по расчетам ЮНЕСКО, на каждую тысячу населения должно приходиться 200-250 экз. газет, та­кое же количество телевизоров и радиоприемников (притом имеется в виду, что каждый номер газеты, телевизор или радиоприемник обслужи­вает в среднем 4-5 человек), то в развитых странах этот «норматив» мно­гократно превзойден, тогда как во многих развивающихся странах он еще остается далекой перспективой.

    Однако не все в мире печати, радио, телевидения относится к той журналистике, проблемами которой занимаются факультеты журналистики. Ведь печать, радио, телевидение используются и для специальных целей (служебная радиосвязь, промышленное и учебное телевидение, специ­альная печатная продукция, в том числе журналы, рассчитанные на спе­циалистов различных областей науки, техники, бизнеса и т.д.). Поэтому важно уточнить тот круг специфических явлений журналистики, законы которых рассматриваются в курсе и к которым обращается наука о жур­налистике. Естественно, замкнутые кабельные сети телевидения на про­мышленных предприятиях, в медицинских или других вузах (хотя для их обслуживания также нужны кадры) выходят за пределы внимания науки о журналистике. То же относится и к специальным (производственным, техническим, научным, медицинским и т.п.) журналам, в которых нередко работают и профессиональные журналисты. Бывают и пограничные яв­ления, такие как массово-производственные журналы, образовательные программы радио и телевидения, деятельность в которых требует наряду со специальной серьезной собственно журналистской подготовки.

    Главный водораздел между журналистикой как предметом изучения на факультетах журналистики и «другой», использующей форму и технику прессы, радио и телевидения, журналистикой происходит там, где начинается различие массового и специального сознания. Журналист­ская наука изучает «жизнь» тех изданий и программ, которые обраще­ны к массовой (притом не только по количеству, но и по характеру) ау­дитории и которые затрагивают вопросы общественной жизни в широком и разнообразном спектре ее актуальных для массового созна­ния проблем и явлений, благодаря чему в изданиях и программах со­здается панорама текущей жизни общества, образ современности. Это главное отличие (подробно о специфике см. в гл. II) неплохо переда­ют такие употребляемые в качестве синонимов к понятию «журналис­тика» словосочетания, как «средства массовой информации», «средст­ва массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media», «средства массового общения» и др.

    В качестве основного термина, описывающего предмет науки и препо­давания, можно было бы принять любой из них. Но предпочтительным ка­жется именно термин «журналистика» (франц. journal «дневник», jour «день»; лат. основа diurna «поденный») как самый емкий из них и не име­ющий многозначных толкований (таких, как «информация», «пропаганда», «коммуникация», «общение») с уточняющей расшифровкой как система средств массовой информации.

    Следующим шагом в формировании представлений о предмете науки и преподавания является представление о журналистике как массово-ин­формационной деятельности, в которую включена совокупность «дейст­вующих сил», чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных услови­ях определяют и характер функционирования журналистики. А зная характер функционирования журналистики, можно обратиться к внутрен­ним законам ее деятельности.

    Если попытаться рассмотреть функционирование отдельного органа жур­налистики (например, газеты «Известия»), или совокупности СМИ опреде­ленного направления (например, прессы демократических сил России XIX века), или всей журналистики в определенный период (например, современ­ной американской журналистики), то независимо от исторической эпохи или характера политических ориентации изданий и программ принципиальная схема их функционирования будет одинаковой для всех возможных случаев, несмотря на то, что содержание и результаты деятельности журналистики бу­дут различными. Единство принципиальной схемы функционирования чрезвычайно важно для построения и освоения общих закономерностей журна­листики, тогда как различия требуют специального анализа в рамках иных теоретических и исторических разделов науки о журналистике.

    «Действующими силами» изучаемой системы являются:

    Учредитель (У) - государственные или общественные организации, про­фессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граж­дан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Кстати, существуют законодатель­ные предположения о замене термина «учредитель» на «владелец», «ве­щатель». Деятельность У регламентируется законодательством. Внутрен­ние отношения в редакциях, агентствах, издательствах и др. определяются также и редакционными уставами, кодексами поведения персонала и иными документами.

    Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в со­ответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, из­менять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирую­щие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участни­ков массово-информационных процессов.

    Журналисты (Ж) - штатные и внештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспон­дентской сети и главного редактора), которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут автор­скую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, ком­поновке массовой информации в номера газет и журналов, программ ра­дио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

    Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

    Канал (К) - используемые журналистами средствами массовой ин­формации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, про­граммы радио и телевидения различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов и т.д.), предназначен­ные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.

    Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют журналистов и т.д.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же в свою оче­редь оказываются аудиторией других средств массовой информации.

    Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйствен­ные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях жур­налистов с целью принятия ими определенных решений.

    Действительность при этом выступает источником сведений и ко­нечным объектом воздействия журналистики.

    Система функционирует на основе прямых и обратных связей (прямые обозначены сплошными линиями, а обратные - пунктирами).

    Журналистика как функционирующая система и является предметом изучения и преподавания во всей совокупности журналистских дисцип­лин (теоретических, исторических, социологических). На начальной ста­дии изучения журналистики важно увидеть принципиальные зависимос­ти: РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обще­стве, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соот­ветствии со своим положением в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информационную политику издания (программы) и реализует ее через совокупность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К.

    Но чтобы действовать не вслепую, чтобы вносить коррективы в инфор­мационную политику, в деятельность редакции и отдельных работников, учредители и журналисты должны получать информацию о результатах своей деятельности по каналам обратной связи. Так, анализируя посту­пившие письма и отклики на выступления СМИ, данные социологических исследований аудитории, в редакции ищут пути, которые позволят сде­лать соответствующий позиции редакции материал отвечающим интере­сам, стремлениям, уровню подготовки, жизненным позициям аудитории. Только хорошо зная закономерности функционирования журналистики, можно сознательно и целеустремленно добиваться оптимизации, повы­шения эффективности деятельности газет и журналов, радио- и телеви­зионных программ.

    И уже по раскрывающей процесс функционирования схеме можно оп­ределить основные «порождающие факторы» деятельности журналиста (или «факторы порождения текстов»). Журналист должен «учитывать» по меньшей мере пять факторов, причем ни один из них не является стоящим «выше» других. Это информационная политика учредителя, запросы, ин­тересы, потребности аудитории, характер отражаемых явлений действи­тельности, особенности СМИ (как канала, передающего своеобразные тексты). К «порождающим факторам» относятся, конечно, и личностные особенности журналиста. При этом именно ему надо решать множество творческих проблем (например, различия между политикой СМИ и интере­сами аудитории могут поставить очень трудные задачи, но именно их ре­шение - свидетельство о подготовленности и способностях журналиста).

    Подводя итоги, можно сделать вывод: предметом курса «Введение в теорию журналистики» является журналистика как система средств массовой информации, компоненты которой взаимосвязаны и функцио­нируют на основе прямых и обратных связей.

    Такое представление о журналистике как предмете изучения и препода­вания носит абстрактный характер, так как журналистика в данном случае рассматривается как бы вне связи с социальными условиями и факторами ее функционирования в определенных конкретно-исторических условиях различных государств (с их политическим и экономическим устройством). Конечно, при рассмотрении конкретных проблем (например, правовых ос­нов деятельности журналистики или социальной позиции журналиста) крайне важно показать особенности функционирования журналистики в разных исторических и социально-экономических условиях общественной жизни. Однако для общей характеристики журналистики следует отвлечься от конкретных форм ее функционирования «здесь и теперь», хотя, разуме­ется, в реальной жизни «журналистики вообще» нет и быть не может.

    Журналистика - явление социальное и составляет важнейшую орга­ническую часть социальной системы в целом. В этой связи особенно важно проследить внутренние связи всех социальных субъектов, задействованных в системе журналистики, с общесоциальными группами и институтами. РО, У, СИ «вписаны» в структуру политических институтов общества; Ж - в структуру интеллигенции страны, в различные организации и др.; МА - в структуру населения страны в различных региональных, на­циональных, профессиональных, возрастных и других срезах.

    Таким образом, понятие «журналистика» (и в этом отношении оно вы­годно отличается от других синонимичных терминов типа «mass media») имеет очень широкое семантическое наполнение. И входящему в ее мир -мир науки и практической деятельности - надо изучить этот предмет во всем богатстве его сторон и проявлений. В их числе:

    • журналистика как особый социальный институт (лат. institutum «учреждение, установление»), система различных учреждений. Это - га­зетные, журнальные, книжные редакции, издательства, теле- и радиоор­ганизации, агентства, пресс-центры и т.д. (учредителями которых также выступают различные институты). Собственно журналистские институты не могут успешно выполнять свои функции без обслуживающих их уч­реждений (к ним относятся службы наземной и космической связи, ор­ганизации, занимающиеся «доставкой» информации, полиграфические предприятия, кинофабрики и т.д.). Учебное и научное обеспечение жур­налистики осуществляется университетами и другими учебно-научными центрами;

    • журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института. Это и дея­тельность по созданию газет, журналов, теле- и радиопрограмм, по орга­низации функционирования агентств, информационных служб и других институтов журналистики, по разработке и реализации информационной политики; и организаторская работа - создание коллективов, налажива­ние массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.; наконец, это и творческая деятельность по сбору и обработке информа­ции, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информа­ции, теле- и радиопрограмм;

    • журналистика как совокупность профессий, важных для обеспече­ния всех областей ее деятельности. Помимо традиционных профессий, определяемых основной работой - авторской (корреспондентской), ре­дакторской, организаторской, - в современной журналистике все более важное место занимают специалисты по менеджменту, маркетингу, рек­ламе, инженерному обеспечению (в частности, инженеры связи, видео­инженеры, программисты и операторы ЭВМ и т.д.), для успешной дея­тельности которых требуются профессионально-журналистские ориентации;

    • журналистика как система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями. Под системой произведений следу­ет понимать не только журналистские произведения, подготовленные ав­торами, а затем скомпонованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в программы телевидения и радио, в бюллетени агентств, но и разнообразные непубликуемые произведения журналисти­ки (такие, как программные сетки, сценарные и режиссерские планы), различные внутриредакционные материалы (планы работы, обзоры пи­сем, сводки рекомендаций и т.д.), ответы на письма читателей, обраще­ния в различные институты;

    • журналистика как комплекс каналов передачи массовой информа­ции, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудито­рии, тематике, сфере экономики, области жизни, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.).

    Журналистикой часто называют и совокупность учебных дисциплин, и особую отрасль науки.

    Таким образом, предметом курса «Введение в теорию журналистики» являются наиболее общие закономерности функционирования журнали­стики как специфического социального института, деятельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний и навыков по созданию системы различных произведений для широкой совокупно­сти каналов массовой информации различной социально-творческой на­правленности.

    studfiles.net

    Сложности журфака: какой предмет дается студентам с трудом - Медиапортал

    Если ты только начинаешь свой студенческий путь, то тебе наверняка будет полезно знать о тех трудностях, которые тебя подстерегают. Как говорится, предупрежден – значит вооружен. Поэтому мы взяли комментарии как у первокурсников, совершающих свои первые шаги в журналистике, так и у студентов постарше, успевших набраться опыта.

    Анастасия Вяткина, студентка первого курса факультета журналистики:

    «Самыми сложными предметами в этом семестре для меня стали, пожалуй, история отечественной и зарубежной журналистики, журналистская деятельность в контексте теории и истории литературы, ОКЖД, СОЖД и эталонный медиадискурс. Первая из этих дисциплин появилась совсем недавно, с ней еще предстоит разобраться. А вот  остальные еще с начала года дали мне понять, что на журфаке скучать без дела не придется».

    «Каждый предмет требует полной отдачи, как на парах, так и при подготовке к занятиям. Однако именно они дают мне тот самый бесценный опыт, ради которого я стремилась поступить в университет. Большое количество практических занятий отнимает немало сил и времени, но как бы сложно ни было осилить все это, я уверена, что оно того стоит, и в будущем, пожиная плоды некогда полученных знаний, даже не вспомню часов, проведенных за письменным столом. Тяжело в учении – легко в бою».


    Марина Германова, студентка первого курса факультета журналистики:

    «Пытаясь посчитать, сколько предметов вызывают у меня трудности, как в начале учебного года, так и сейчас, я пришла к выводу, что их всего два: литература и английский. Почему? В литературе большие практические задания, уходит очень много времени на поиск материала из предложенного списка литературы, а также приходится много читать. Английский? Ну, здесь все просто: у меня проблемы с временами, из-за этого вся работа идет медленно. Стараюсь искать какие-то «лайфхаки», но даже с ними слабо представляю себе картину. Надеюсь, что в скором времени это изменится. Пока думала над ответом, вспомнился эталонный медиадискурс. В первом семестре этот предмет не вызывал трудностей. Обычный школьный русский язык. Однако во втором семестре началось транскрибирование, что серьезно осложняет работу. Нереально трудно. Хотя мы и начали эту дисциплину всего две недели назад, уже сейчас она вызывает некоторые сложности».

    Константин Андриянов, студент первого курса факультета журналистики:

    «Я думаю, что интереснее будет составить рейтинг самых сложных для меня предметов на журфаке. И вот моя пятерка:
    1. Литература – пожалуй, тут со мной согласится каждый студент факультета журналистики ЧелГУ. Во-первых, огромные списки литературы приносят студентам столько боли, сколько не принесет ни один изверг-врач в больнице. Во-вторых, частые практики занимают много времени и требуют отдельного внимания. В-третьих, экзамен у Василия Викторовича по праву считается одним из сложнейших.
    2) СОЖД – этот предмет также приносит множество неудобств. Очень интересные лекции у Марины Викторовны и не менее интересные практики – вот в чем несомненный плюс (не сарказм) данного предмета. Огромный объем необходимой информации, тщательное изучение теорий и учений – эта парочка может пощекотать нервы каждому.
    3) История отечественной и зарубежной журналистики – предмет совершенно новый для меня, но сразу давший понять, что читать придется много. Но большой объем чтения – это уже привычно на журфаке, не так ли? Поэтому ситуация осложняется двойной работой, ведь параллельно придется изучать и отечественную, и зарубежную журналистику.
    4) Эталонный медиадискурс – это именно тот предмет, который способен морально и физически уничтожить любого безграмотного человека. Орфография и пунктуация, они как «Рафаэлло», вместо тысячи слов.
    5) Физкультура в спортзале – да-да, на журфаке еще и двигаться заставляют. Что может быть лучше, чем встать в шесть утра и бежать на физкультуру к первой паре? А может, после трех изматывающих пар кто-нибудь хочет побегать да попрыгать? Пожалуйста, получайте физкультуру четвертой парой (а еще категорически запрещено опаздывать, иначе не пустят в спортзал и получишь «н»).
    Впрочем, а кто говорил, что учеба будет легкой? Фраза «От сессии до сессии живут студенты весело» в данном случае подразумевает тщательную подготовку домашнего задания. Как завещал великий вождь Революции: «учиться, учиться и еще раз учиться».

    Евгения Шляхина, студентка третьего курса факультета журналистики:

    «Для меня, как оказалось, нет особо трудных предметов на нашем факультете. В принципе, со всем можно разобраться, было бы желание. Если не сидеть на парах просто так, а хоть иногда слушать преподавателя, то понять можно все. Даже пугающая всех зарубежная литература становится простой и понятной, если уделить ей время. Но все-таки был один предмет, который дался мне, наверное, наиболее трудно. Это была пара, на которой мы изучали программу для верстки InDesign. Для начала это для меня был просто дремучий лес. Море вкладок и функций, сразу и не знаешь, за что взяться. Но после я стала способна сверстать хоть какую-то приличную газетную страницу. Хоть сейчас я и стараюсь как можно реже связывать себя с версткой, но если понадобится, мне не составит особого труда это сделать».

    Людмила Орлова, студентка третьего курса факультета журналистики:

    «Еще на первом курсе у нас была теория физкультуры. И преподавала ее сухонькая женщина, которая заставляла писать лекции о том, как выполнять упражнения, что такое здоровый образ жизни и так далее. Я с ней разругалась. Написала заявление, собрала подписи на отстранение этого преподавателя с нашего факультета. Тяжеловато было ей сдать зачет. Но ничего, прорвались! Второй предмет – английский. Ай донт спик инглиш. Vse ploho. Литература. Особенно зарубежная. Я много где принимаю участие. И на втором курсе у меня выпал такой семестр, что я пропускала очень много. Но Ирине Михайловне без разницы. На ее парах я появлялась редко. Получила трояк. Вот чую, что и в этом семестре будет тот же результат. Но вот Стендаля и Кафку я полюбила. НИР. Ненавижу заниматься оформлением курсовых. Это просто ужасно. Точки, запятые, курсив, жирный. Ррррр!!! Ну и пятый предмет – история журналистики. Для меня любые цифры – это проблема. А даты – ад. Соответственно, в голове полная каша. Максимум, что могу запомнить – это век. И то не факт».

    Ирина Архипова, студентка четвертого курса факультета журналистики:

    «Для меня сначала все предметы казались сложными, когда я смотрела на свое новое расписание каждый семестр. Но спустя какое-то время, когда я понимала специфику той или иной дисциплины, то они не казались мне уже такими пугающими. Но, пожалуй, несколько сложных дисциплин из курса журналистики я для себя могу выделить. Культурология. Этот предмет у нас был на первом курсе. И я до сих пор не понимаю, что до нас хотел донести преподаватель, Понимать мне было сложно все, о чем бы не шла речь на паре. Зачет, слава богу, сдала. Экономика и менеджмент. Так как я плохо разбираюсь в экономике, то эта дисциплина тоже казалась мне сложной. Компьютерный набор. Тут могу сказать одно: боялась я этот предмет лишь по одной причине – его вела Светлана Ивановна Симакова, наша завкафедрой. А на первом курсе ее все побаивались. Сам предмет для меня был в некоторой степени трудным, но по сложности я бы отдала ему место в середине своей «пятерки». ИЗЛ. С самого первого курса эта дисциплина не давала мне покоя и частенько заставляла меня вздрагивать. Огромные списки литературы, практики, и многое другое – все мне казалось адом. И только к четвертому курсу я поняла, что читать – это здорово, что не нужно всего этого бояться. Концепция современного естествознания, или по-другому, как мы называем, КСЕ. Проходим этот предмет сейчас, на четвертом курсе. Тут и физика, и астрономия, и химия и много-много всего. И это вызывает шок. Подобных наук мы не изучали уже со школы, прошло четыре года, и тут снова это. Все-таки мы истинные гуманитарии, нам такое дается с трудом. С ужасом пишем лекции и морально готовимся к предстоящему зачету».

    Только не стоит огорчаться от прочитанного. Это всего лишь испытания, которые нам преподносит университет. А, как известно, те испытания, которые вам дарует судьба, вам по плечу. Преодолев трудности, вы станете сильнее и мудрее. Всегда помните об этом и не впадайте в ярость, если что-то не получается.

    Текст подготовила: Анна Журавлева

    jourcsu.ru

    О факультете | Факультет журналистики МГГУ им. М.А.Шолохова

    Неделя для абитуриентов. Расписание

    Новые медийные реалии неизбежно влекут за собой новые требования к образованию и профессиональной подготовке журналистов. Узкая специализация не может конкурировать с конвергентной журналистикой, когда сотрудник способен одновременно работать не только с текстом, но и с графическим изображением, видео- и аудиоинформацией, использовать web-технологии.

    Студенты факультета специализируются на изучении новых медиа и мультимедийной журналистики, на технологии и методике творческой деятельности журналиста, они осваивают приемы подготовки теле-, радиопередач, создания и продвижения интернет-медиа на базе Центра мультимедийных СМИ.

    Преподаватели кафедры журналистики и медиаобразования МГГУ им М.А. Шолохова владеют не только теоретическими знаниями, но и обширным багажом практических и методических навыков, полученных ими во время участия в различных научно-практических конференциях, программах по обмену опытом, журналистских конкурсах и проектах. -На факультете реализуются образовательные программы по трем уровням подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. -Студенты факультета изучают предметы общепрофессионального цикла, -гуманитарные, социально-экономические и специальные дисциплины. Учебным планом предусмотрены различные спецкурсы, производственные практики.

    Практики проводятся в федеральных, региональных, муниципальных печатных изданиях, на телеканалах, радиостанциях, информационно-новостных порталах, в информационных агентствах, пресс-центрах, -а также в Центре мультимедийных СМИ факультета журналистики.

    Выпускники нашего факультета, получив фундаментальные знания от высококвалифицированных преподавателей и маститых журналистов России, подготовлен для работы в различных СМИ. В соответствии с этим он способен — осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

    • Журналистская авторская (создание собственных материалов для СМИ).
    • Журналистская организаторская (привлечение к сотрудничеству со средствами массовой информации общественности и разных слоев аудитории).
    • Журналистская редакторская (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ).
    • Программирующая (участие в информационном маркетинге, в разработке и корректировке концепции органа информации, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов).
    • Производственно-технологическая (подготовка текстов к печати, выходу в эфир, работа с ретранслируемой информацией, участие в процессе выхода издания, программы «в свет»).

    -В ходе производственных практик помимо учебных целей, перед студентами также ставятся и научные: сбор, систематизация и анализ полученной информации, использование социологических методов при написании аналитических и публицистических материалов. Создание эмпирической базы, а также контент-анализ и метод аттестации текстов, аудио-визуальные. -Работа со специальными техническими программами для получения продукта масс-медиа. Реализация авторских индивидуальных и коллективных студенческих проектов в соответствии с требованиями современного общества. Многие из этих работ перерастают в курсовые и дипломные проекты. В конце каждой производственной практики проводятся мультимедийные пресс-конференции, где студенты с помощью различных аудиовизуальных средств презентуют полученный опыт.

    Студенты, успешно окончившие Университет, рекомендуются к поступлению в аспирантуру по имеющимся направлениям подготовки в вузе.


    Специальности и направления подготовки факультета журналистики позволяют успешно трудоустроиться и работать:

    • В печатных СМИ (газетах, журналах)
    • В сфере web-журналистики (интернет-издания)
    • В информационных агентствах,
    • В пресс-службах государственных и коммерческих организаций, политических партий
    • В государственных и частных телекомпаниях
    • На радиостанциях России
    • В рекламных службах
    • В структурах паблик рилейшнз (связи с общественностью)
    • Реализовывать собственные журналистские проекты

    По вопросам, связанным с образовательным процессом, вы можете обращаться в деканат

    По вопросам, связанным с поступлением на наш факультет, вы можете обращаться в приемную комиссию


    Положение о факультете

    Положение по общежитию

    Положение об Ученом совете факультета

    Положение о стипендиальной комиссии

    mggu-sh.ru

    Каким предметам в школе нужно уделять больше внимания, чтобы поступить на факультет журналистики?

    Читательница нашего сайта Школы журналистики Даша спросила о том какие предметы ей нужно сейчас усиленно изучать в школе, чтобы затем успешно поступить на журналистский факультет в институт. Ответ очевиден: русский язык и литература. По русскому языку будущий студент журфака будет писать диктант. По литературе предстоит сдавать тесты. При поступлении учитывается оценка творческого конкурса, который может проходить как письменно, так и устно. И учитываются баллы по русскому и литературе. Часто учитываются и баллы за сдачу экзамена по иностранному языку. 

    Как правило, творческий конкурс — это написание сочинения. К написанию сочинения можно подготовиться заранее, потому что тема будет касаться журналистики. Например: «Современная журналистика», «Журналист — общественный защитник или работник СМИ», «Новости и журналистика» и так далее.

    Также играет роль писали ли Вы что-то до поступления, публиковались ли. Наличие вырезок из газет, распечаток опубликованных на сайтах текстов или сертификат о прохождении курсов журналистики будут дополнительным преимуществом. Именно поэтому мы искренне советуем желающим поступать на журналистский факультет пройти наши краткосрочные курсы, освоить теорию журналистики, попрактиковаться в написании статей, опубликовать свои тексты в газете и на новостных интернет-порталах, получить сертификат о прохождении курсов. А потом мы также искренне радуемся, когда наши студенты учатся в институте, работают в СМИ и присылают нам положительные отзывы через несколько лет. При этом мы чувствуем что они настолько выросли в профессии, что теперь готовы нас многому научить.

    Эксперты считают, что вход в журналистику сейчас открыт для любого желающего. Школа журналистики приглашает вас сделать первый шаг в мир журналистики и медиаграмотности на нашем дистанционном курсе. Узнать об этом больше и записаться можно на главной странице этого сайта. Рубрика: Статьи | | Permalink

    xn----7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai

    Как поступить на журналистику в Казахстане

    Я сняла для вас видео о поступлении на журфак по новой системе ЕНТ, подписывайтесь на канал 🙂

    Всем привет, друзья! Вы - выпускник школы или колледжа, который хочет поступить на факультет журналистики? Вы не знаете, что за каша творится с этим ЕНТ и творческим экзаменом?

    Окей, ребят) Успокойтесь! Я, студент факультета журналистики в СДУ, сейчас вам все объясню человеческим языком. А то все по разному говорят.

    В общем, если ты точно решил поступить на журналиста в Казахстане, то на ЕНТ ты по казахскому языку(в русских школах русский язык) и истории Казахстана должен набрать максимальное количество баллов - 50 баллов(25+25). Чем больше, тем лучше! На остальные предметы рукой махни: главное-проходной набрать! Не знаю, сколько у вас там. Где-то 7 баллов. И даже 5-предмет не важен! Не обязательно выбирать литературу, как все думают.

    Вы сдали ЕНТ. Хорошо набрали по казахскому языку(в русских школах русский язык) и истории Казахстана. Теперь вы должны выбрать ВУЗ. Советую выбирать ВУЗ в Алматы или Астане. Журналистам в маленьких городах делать нечего.

    Выбрали ВУЗ. Позвонили туда, узнали, когда будет творческий экзамен.

    Творческий экзамен.

    На первом туре творческого экзамена вы пишете сочинение. Темы сочинения могут дать заранее за 2-3 дня. Но там целых 20-30 тем. Вы готовитесь. И на экзамене приходит одно из них. Где-то два часа дается на сочинение. Написали. Вышли. Узнали балл.

    Едем  дальше. Второй тур. Собеседование. Абитуриентам раздают билеты. А там вопросы относительно журналистики. Типа, каких современных журналистов знаете, как оцениваете ситуацию там-то, сям-то, и т.д. Не парьтесь!!! Жюри, в основном, адекватное! Потом вы там же свои грамоты показываете, хвастаетесь во всю. А они вам вопросы задают.

    Каждый творческий тур оценивается в 25 баллов. В общем, 50 баллов! И тут простая математика: баллы по ЕНТ(из 50 баллов) + баллы по творческому экзамену(из 50 баллов). Итого: максимально 100 баллов. Чем больше, тем лучше: не профукайте ЕНТ, главное.   А творческий не так уж и сложный. В основном, жюри относится с пониманием, не занижают баллы.

    Удачи! Напишите в комментах, куда хотели бы поступить или же свои вопросы напишите. Отвечу) Помогу!

    yvision.kz

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о